Где-то в конце 1991 года
Олег Кулик начал организовывать выставку "О прозрачности".
Время было выбрано подходящее. Недавняя августовская победа над путчистами развязала
в стране невиданную энергию так называемого частного предпринимательства. Новый
русский бизнес, обезумевший от бесконтрольности и безнаказанности, развивался
со скоростью термоядерной реакции. Я с глубокой печалью наблюдал величественное
зрелище подчинения всех высших человеческих интересов силе денег. Среди этого
разгула страстей все, что могли предложить художники, выглядело довольно бледно.
Искусство на глазах превращалось в глубоко личное дело, приватное занятие, что
частью моих друзей было провозглашено новой эстетической программой,
на мой взгляд, абсолютно беспомощной.
Но ей существовала и альтернатива. Если я правильно понимал Олега, то под "прозрачностью"
он имел в виду искусство, которое способно мимикрировать под социальную реальность,
сливаться с ней, казаться невидимым, оставаясь мощным и самостоятельным. В конечном
счете, отсюда и родился его нечеловеческий образ, хотя в жизни я встречал скотство
и поярче. В те годы я работал с композициями грандиозными по масштабам, но почти
дематериализованными, находящимися на самой границе визуального восприятия.
Кулик находил в них нечто родственное своей концепции, поэтому пригласил участвовать
в этом проекте.
Для выставки был выбран заброшенный пионерский лагерь имени Юрия Гагарина. Мы
поехали смотреть место. Облупившиеся корпуса, заросшие бурьяном спортивные площадки,
выгоревшие щиты вокруг шеста для поднятия флага. Я не слишком люблю вспоминать
мою юность, но здесь от этого некуда было деваться. Гагарин, невесомость, пропитанная
спермой земля пионерского лагеря и бешенство от тяжести физического существования
в 1992 году в Москве должны были отлиться в один образ. Через пару месяцев размышлений
я решил повесить над лагерем облако из воланов для игры в бадминтон.
Это была идея, которую надо было еще осуществить. За это взялся мой друг и соавтор
Константин Бохоров. Ему принадлежит пластическое доведение работы, и ряд технологических
изобретений при ее реализации. В течение недели, в сентябре, под проливным дождем
мы вешали тысячи воланов. Изо дня в день, с утра до вечера.
Весь проект финансировала московская галерея "Риджина", пример фантасмагорического
сотрудничества финансово-промышленного капитала и современного искусства в постперестроечной
России. Открытие выставки растянулось на всю ночь и было ознаменовано скандалом,
в чем-то пророческим. Кулик мечтал объединить в одном пространстве новых бизнесменов
и художников. Но они не очень понравились друг другу. Дело закончилось дракой.
Точнее, это было избиение некоторых художников охраной бизнесменов. В ночном
пионерском лагере, под песни и пляски приглашенных цыган, среди шашлыков из
осетрины, под облаком из воланов для игры в бадминтон.
Дмитрий Гутов
10.04.2000
Текст для каталога выставки "Bons Baisers de Russie" Festival Garonne
2000. Toulouse. (опубликован на французском языке).