Владимир Сальников
Художник Дмитрий Гутов как
реалист
Дмитрий Гутов "Мы чужие на этом празднике жизни",
галерея "Файн Арт" 31.01. - 28.02.03
Утверждения вроде заявленного
в заголовке чреваты неприятностями по многим причинам. Во-первых, реализм в
России - нечто на сегодняшний день столь дискредитированное советским искусством,
во-вторых, понятие это настолько стерто содержательно, что говорить о нем опасно,
в-третьих, разговоры о единой, истинной картине реальности идут в разрез с господствующими
в современном обществе номиналистическими представлениями, предполагающими множество
картин реальности, что разговор на почве философского реализма (не путать с
реализмом в искусстве!) может не состояться.
Если мы вспомним работы Гутова начиная с изображающих обои 60-х годов полотен,
потом пространственные композиции на советские темы - "Человека
Амфибию", парк "Кусково", "Эстетические опыты (1991),
"Воланы" и "Гаси",
"О прозрачности" (1992), инсталляцию "Над
черной грязью", когда "бассейн" галереи "Риджина"
в банке оказался заполненным черноземом консистенции сметаны, через который
зрителям приходилось пробираться по положенным на него доскам (1994), а также
картины маслом в галерее Гельмана, слайды с изображением жены художника, во
время занятий гимнастикой опять у Гельмана (1999), видео
с заглядыванием камерой под юбки поднимающимся по эскалатору женщинам и живопись
на эту же тему (2001); фотографии играющей в футбол
пожилой пары (2002)... Если отвлечься от необязательного для реалистического
искусства живописания и рисования (попробуйте представить инсталляции художника
как декорации к спектаклю, они ведь тоже могут быть реалистическими, а его фотографии
и фильмы как относящиеся к искусству фотографии и документального кино, что
также не противоречит догме реализма даже в ее ограниченном советском понимании),
то мое утверждение не будет казаться слишком дерзким, хотя для многих русских
зрителей и мыслителей, и передовых и консервативных, водораздел между так называемым
реалистическим искусством и современным все еще проходит по медиям.
Есть и еще один момент, связывающий практически все произведения Гутова с реалистическим
искусством в довольно традиционном его понимании, это использование метонимии
и синекдохи, тропов наиболее всего употребительных в реалистическом искусстве
и в опусах на отражение реальности претендующих. Напомним читателю, что метонимия
в соответствии с, например, разработанным применительно к мышлению Романом Якобсоном
учением о тропах, это представление чего-то через целое, как целое, а синекдоха
- это представление целого через часть его. Отечественный пример это практика
и теория лефовской фото-кино и прочей правды, когда жизнеподобно поданная деталь,
фрагмент, должны были свидетельствовать о целом. Эти два тропа более всего используются
художником, даже в его символических картинах с одичавшими русичами с вилами
и косами, представляющие вечные страхи национальных меньшинств России перед
"русским бунтом, бессмысленным и беспощадным". Но и в этих картинах
есть правда: великоросская часть населения за 90-е заметно варваризировалась,
впрочем, как и остальные этнические составляющие русской нации. С другой стороны,
возможно, это намек на революционный потенциал населения. Собственно, нам и
не слишком и интересно, что именно хотел сказать художник, куда важнее, что
объективно само по себе сказалось через его произведение.
И последний признак реализма в традиционном понимании, даже суженном понимании
- это камерность большинства произведений художника, за исключением, а может
быть и включительно, тех самых озверевших русичей. Произведения Гутова камерны,
по особенному, как камерны, бытописательны картины Лактионова и Решетникова
- свидетельства упадка героического и романтического в социалистическом реализме
(позже из этого бытописательства, в результате его расширения вырос "суровый
стиль". Получается, Гутов - этакий современный Фрагонар. Однако не все
так просто.
Попробуем рассмотреть последнюю выставку художника.
Это множество картин небольшого формата, акрил на холсте, развешанных шпалерно,
случайно. Про эту инсталляцию не скажешь, что к ней не добавить, не убавить,
отнюдь, и добавить можно и сократить тоже. В центре экспозиции, отнюдь не геометрическом,
возникающем за счет значительности экспоната, портрет
Ленина. Прототипом его стала фотография, довольно популярная после широкого
возобновления культа вождя Октябрьской Революции в середине 50-х, когда появились
иные, чем фигурировавшая в последние годы жизни Сталина единственная каноническая
фотография унылого и отвлеченного персонажа в аккуратном пиджаке и галстуке
в горошек. Ленин на портрете Гутова
- милашка -настоящий добрый и улыбчивый "дедушка Ленин". Рядом величественно
отрешенный Гегель и аутичный Шостакович,
и еще две девочки на фоне плафона Александра Дейнеки, станция метро "Маяковская".
Вокруг человеческих персонажей, фактически вокруг Ленина, развешаны картины
с изображением обезьян.
Все написано в лихой эскизной манере на неких условных фонах, часто выдающих
незаурядную живописную изощренность, вернее, все-таки очень удачно симулирующие
ее, хотя сразу видно, художник ко всему прочему еще и способный живописец; например,
сквозь серую краску фона просвечивает розовая, чем вам не Макс Бекман! Претензии
на живописность, на перверсивный живописный драйв, в этих картинах весьма велики.
"Сама живопись и выступает как главный праздник. Пир для глаз, который
художник готовит, оставаясь всегда кем-то чужим собственному созданию"
- утверждает текст пресс-релиза. Стоит отметить, что Гутов - автор темпераментного
памфлета "В защиту живописи",
"ХЖ", №№43-44, 2002. Однако живописи Гутова свойственна какая-то сдержанность,
кажется, какая-то рамка (камерности) не дает развернуться намечающемуся буйству.
И это тоже особая черта всего, что художник делает.
Впрочем, эскизная манера здесь тоже весьма специфическая, в чем-то подобная
ранним работам акварелиста Николая Гришина или рисункам Петра Пинкисевича, т.
е. поздней сталинской поры, когда учились рисовать и писать совсем без знания
искусства модернистского, современного, советского в том числе. Гутов влюблен
в простоту и невежество первого поколения художников-соцреалистов, не тех стариков
из АХРРа, кого Сталин назначил таковыми, но их выучеников. Хотя назвать манеру
Гутова старомодной невозможно, она - вещь сегодняшняя.
Приматы на картинах симпатичны и умилительны не менее Ильича, полны жизни и
задора, вертят в руках то альбом Магритта, то модную в последние два-три года
книгу Майкла Хардта и Антонио Негри "Империя", то "Кризис безобразия"
Михаила Лифшица, мыслителя, весьма почитаемого художником, еще лекции Кожева,
учившего французских философов пониманию Гегеля, номер издаваемого Анатолием
Осмоловским в 90-е "Радека"… Таким образом, посредством рассказывания
простеньких анекдотов на тему "мартышка и очки" эти картинки становятся
чем-то большим, чем живописными опусами или предметом из поп-арта, только что
бывшим сортом товара - "обезьяной", - но иллюстрациями, а раз иллюстрациями
то, объектом, готовым эволюционировать в картину. Ведь картина все-таки не один
лишь колорит и краска, и не один только brand name - "Кока-Кола",
президент Российской Федерации, но повествование, значит картина. Социалистический
реализм как раз и был одной из неудачных попыток восстановления картины (которая
в форме исторических и религиозных композиций русским художникам не очень-то
давалась), через голову двух поколений русских авангардистов и модернистов.
Однако эти анекдоты, или притчи, в красках с симпатичными животными в героях
- обезьяны, и Ленин, и остальные любимые гутовские (исторические) персонажи
здесь все же уже не просто обезьяны и Ленин,
и Гегель, и Шостакович
с Михоэлсом, но нечто третье,
реальность более широкая и насыщенная, чем это можно узнать, ограничившись представленными
фрагментами. На это третье и указывает художник, используя аллегорию. Аллегория
- иной риторический прием, чем синекдоха, аллегория надстроена над первым слоем
тропов - метафор, метонимий, синекдох. Аллегория же складывается из метафор.
Толкуя их, понимаешь: обезьяны - это человечество, не далеко ушедшее от своих
собратьев по разуму. Человечество ищет выход из своей предыстории, предчеловечности
(в соответствие с представлениями ортодоксального, т. е. советского, марксизма
(а Гутов - заявленный марксист), мечущееся, ищущие. Ленин, взломавший Историю,
разорвавший ее путы, свернувший с накатанного ее пути, (ленинизм) - его проводник.
Искусство, политические теории предлагают свои варианты выхода, но человечество
поступает с ним как мартышка с очками в басне Крылова. Таким образом, оказывается,
что говорить о реализме в привычном значении, тем более бытовом, здесь уже не
приходится и закрадывается подозрение: и прежние работы художника были устроены
как аллегории. Подобный "филологический" (семиологический) анализ
никогда ничего нового не добавляет к содержанию, хотя такого рода объяснения
обычно положительно влияют на зрителей/читателей, т.к. способны примирить его
с непонятным ему произведением искусства подобно тому, как рассказ об устройстве
машины, оригинальности примененных в ней новшеств, может вызвать уважение к
ней и ее изобретателю и производителям.
Кроме Ленина среди любимых персонажей Гутова деятели советского искусства и
философии 30-х, времени, когда согласно трактовки художника, следующего в этом
за Михаилом Лифшицем, после левацкого номинализма времен революции и 20-х годов
был установлен официальный реалистический философский "канон", государственность
с "римским" замахом, имитацией свобод, прав человека, и реалистическим,
и в философском и искусствоведческом понимании, искусством - социалистическим
реализмом.
Еще одна особенность гутовского метода: рассматривая его "иллюстрации"
ловишь себя на мысли, что по духу они - не из 30-х, а из 40 - 50-х, что в них
много от кича (в этом я солидаризируюсь с проницательными замечаниями критика
Валентина Дьяконова - "Время новостей №20, 05.02.2003),
который заново открыли для себя попав в Европу советские солдаты-освободители,
его и приняли за европейскую визуальную культуры, по европейским образцам в
50-е советские художники гнали "Опять двойки".
Однако прервем рассуждения, ведь они впору картинам Гутова - набросок, предваряющий
более серьезное, глубокое и удачное сочинение исследователя более и проницательного.