Время новостей. Среда, 5 февраля 2003 г. №20, с. 10.

"Я чужой на этом празднике жизни" -- так называется экспозиция Дмитрия Гутова в галерее Moscow Fine Art. Главные персонажи картин -- обезьяны и фотомодели. Рядом, в согласии с дарвинской теорией эволюции, портреты философов (Фридриха Гегеля, например).
Картины выполнены в эскизной манере. Они напоминают как немецкий экспрессионизм, так и графику Пикассо, в которой мотив "Обезьяна и обнаженная" встречается довольно часто. Вглядевшись в живопись Гутова внимательнее, понимаешь, что автор вдохновлялся и календарями, висевшими в каждом втором постсоветском сортире. На календарных фотках шимпанзе предавались сугубо человеческим занятиям, вроде чтения глянцевых журналов или вождения спортивных автомобилей. Обезьянки Гутова почитывают леворадикальный журнал "Радек" и книгу марксиста Михаила Лифшица "Кризис безобразия", из которой многие художники-нонконформисты черпали в 60-е годы сведения о современном им искусстве Запада. Другим цитируемым Гутовым источником послужила приносящая много-много радостей модная фотография. Добавлено и чуть-чуть соц-арта -- на картинах, где девушки, нарисованные как бы снизу, красуются на фоне мозаик Дейнеки со станции "Маяковская". Впрочем, смотреть на это можно без всякой задней мысли, просто как на старательно сработанную живопись. Эта живопись не злая и не агрессивная, в отличие от многих и многих подобных случаев иронического обращения к приемам современной коммерческой визуальности.
В экспликации к выставке Дмитрий Гутов пишет, что обезьян изображал с сочувствием к их проблемам и что "к переживаемым ими сложностям прежде всего следует отнести неспособность глубоко овладеть современной интеллектуальной культурой, разобраться в вопросах эстетики, произвести хорошее впечатление на девушек". Вряд ли такая обезьяна -- персонаж автобиографический, тем более что строгие и взвешенные тексты Дмитрия Гутова о себе, искусстве и политике известны не хуже, чем его произведения. Мартышленд Гутова -- это новейшая версия плутовского романа "Симплициссимус". Герои выставки застряли между двумя полюсами современной культуры: порнографией и левым радикализмом. Эти два полюса одновременно притягивают и отталкивают сегодня многих. Обезьяны Гутова зарятся на девушек в мини-юбках и с тем же вожделением листают левые трактаты, напоминая возившуюся с очками мартышку Крылова: "То их понюхает, то их полижет. Очки не действуют никак".

Валентин Дьяконов