GERMAN VERSION

 

Михаил Сидлин

 

Слепые

 

Каталог, "Новое начало". Современное искусство из Москвы. Кунстхалле, Дюссельдорф.

 

Огромные портреты и небольшие мониторы. Пять фотографий и пять телевизоров. И песни, которые льются из динамиков, накладываясь друг на друга.

Пятеро слепцов поют в подземном переходе. Такие крупные портреты всегда подавляют зрителя, потому что их физиче-

ские размеры неоднократно превышают размеры обычного человеческого существа. Но в гутовской серии «Слепые» поражает прежде всего уязвимость ге-

роев. Это они подавлены тем, что их разглядывают. И это они осознают свою незащищенность.

 

Нищета, бесправие, несчастье, уродство... Все эти проблемы волновали русских живописцев – «передвижников» 19 века. И они «пошли в народ», чтобы рисовать жизнь как-она-есть и показывать свои работы вне привычных выставочных площадок. Дмитрий Гутов в своих фотопроектах – верный наследник русского реализма 19 века. Социальные контрасты глубоко интересуют Дмитрия Гутова с самого первого его фотопроекта, осуществленного в городе Урюпинске в 1997 году. Там он создал ряд лучших портретов «нового русского». Слепые из подземного перехода – люди, живущие на темной стороне мира. Но социальное значение проекта «Слепые» Дмитрия Гутова слишком очевидно для того, чтобы о нем говорить. Поэтому поговорим об экзистенциальном его значении. Брейгель изображал слепых с искаженными лицами. Слепых с фотографий Гу това тоже никак не назовешь красавцами. Значит ли это, что уродство – ключ, с помощью которого открываются их характеры? Достаточно для этого посмотреть на их мимику во время песен. Но, признав индивидуальные особенности слепых «уродством», мы вступаем тем самым на скользкую почву самоосуждения.

 

Слепые – это люди, которые не видят себя со стороны. И потому у них нет контроля за собственным лицом. Все те страсти, которые у зрячих прячутся за хорошо надетыми ежедневными масками, читаются по лицам слепых, как по открытой книге. А значит, по сути, портреты слепых – это портреты обычных людей без их повседневных масок. И это – самая страшная сторона инсталляции Гутова. Предельное обнажение сути человеческого существа. Все мы – те слепые. Только не всем приходится петь в подземном переходе для заработка.