Максим Райскин о выставке Дмитрия Гутова

Дмитрий Гутов неоднократно жаловался, что собственное искусство ему "дико не нравится", поскольку его "переживания недоступны пластическому чувству". В какой-то момент он понял: в мире, в котором он живет, не осталось места ни ему, ни его искусству. "Есть вещи, с которыми нельзя работать, - говорил Гутов. - Художники бессильны перед прозой корысти и накопительства".

И все же, будучи художником, не выставляться не мог. И чего он только не перепробовал, чтобы хоть как-то отразить реалии, в которых он очутился. Стремясь растворить и спрятать свое искусство в среде, подвешивал облако из тысячи воланов для игры в бадминтон - практически незаметных на фоне неба. Устраивал весеннюю распутицу в "Риджине", вываливая на мраморный пол галереи несколько тонн жидкой грязи, чтобы быть как можно более реалистичным. Выставлял намеренно анахроничную реалистическую живопись, называя себя дилетантом от искусства. Так продолжалось где-то до середины девяностых, пока Гутов не нашел адекватные средства выражения, способные ухватить "мир как он есть", - видео и фотографию. А затем - и актеров, способных реализовать придуманное им. Собственно, знал он их с самого рождения, просто как-то не обращал внимания.

В первом проекте, "Мама, папа и телевизор", родители Гутова, облачившись в телогрейки и вооружившись вилами и косой, противостояли образам телеведущих, политиков и других персонажей, часто мелькающих по телевизору. В нынешнем - "Мама, папа & Лига чемпионов" - современные медиаценности (хорошо раскрученный "большой спорт") противопоставляются высоким идеалам исчезнувшей советской культуры. Поборниками последней выступают родители художника - в позах, будто списанных с картин Дейнеки и Самохвалова, борющиеся за мяч на фоне неброского, типично среднерусского ландшафта. Нет ни соперников, против которых можно применить силовые приемы, ни судей, которые могут выдать желтую карточку, ни ворот, куда можно забить гол. Собственно, и не за мяч борьба идет, но за идеалы, которым до сих пор нечего противопоставить. В этом смысле, они, идеалы, и сейчас живее всех живых.

Журнал "Афиша" 2002, № 22, (93), с. 138-139