29.11.2002
Актуальное искусство
Певец прекрасной эпохи
[Максим Райскин]

Дмитрий Гутов, несомненно, стяжал бы лавры "народного" художника, живи он в эпоху развитого социализма. Однако, расцвет его творческой деятельности пришелся на девяностые, а героями произведений стал не великий и могучий советский народ, но его вполне конкретные представители - мама и папа, олицетворяющие собой наглядный пример народного бунта против всех пороков современной России. Что у этого реального, а не абстрактного народа на душе, и пытается понять Дмитрий Гутов последние несколько лет.
В предыдущем проекте "Мама, папа и телевизор", который был осуществлен в галерее Гельмана, все те же лица, приняв облик сельских жителей, вооруженных вилами и косой, противостояли образам телеведущих, политиков и других персонажей из мира, расположенного по ту сторону телеэкрана. На нынешней выставке "Мама, папа и Высшая лига", которая открылась вчера все в той же галерее, родители художника, облаченные в футбольную форму, борются за мяч на фоне неброского русского пейзажа.
Знаково на этих фотографиях абсолютно все. И постпенсионный возраст игроков. И их позы, как будто списанные с картин соцреалистов (сам Гутов уверяет, что это результат не режиссуры, но длительного эксперимента). И полосатая футболка мамы - показатель здорового духа в здоровом теле. И среднерусский ландшафт, прозаический, лишенный романтической красоты и какой-либо героики, скучный и умиротворяющий. Как репродукции Левитана или Васильева в журнале "Огонек", которые вырезали и клеили на стенку в советские времена. И даже отсутствие ворот, указывающее на то, что дело вовсе не в спорте как таковом, но в идеалах исчезнувшей советской культуры, поборниками которой выступают престарелые футболисты. В общем и целом - такой передвижнический памфлет на злобу дня.
Однако, было бы по меньшей мере наивно полагать, что Гутов стремится обратить внимание на проблемы "маленьких и лишних людей ", ностальгируя по канувшему в лету советскому прошлому. Та степень остервенения, с которой немолодые актеры играют свою роль, недвусмысленно указывает на нереальность и полный идиотизм происходящего. Что является приметой уже не тридцатых или сороковых, но девяностых годов. Да и сами мама и папа лишь на первый взгляд напоминают асексуальных спортсменов и комсомольцев с картин Самохвалова и Дейнеки, пахнущих мылом и зубной пастой, румяных и гладких.