29.11.2002
Актуальное искусство
Певец прекрасной эпохи
[Максим Райскин]
Дмитрий
Гутов, несомненно, стяжал бы лавры "народного" художника, живи он
в эпоху развитого социализма. Однако, расцвет его творческой деятельности пришелся
на девяностые, а героями произведений стал не великий и могучий советский народ,
но его вполне конкретные представители - мама и папа, олицетворяющие собой наглядный
пример народного бунта против всех пороков современной России. Что у этого реального,
а не абстрактного народа на душе, и пытается понять Дмитрий Гутов последние
несколько лет.
В предыдущем проекте "Мама, папа и телевизор", который был осуществлен
в галерее Гельмана, все те же лица, приняв облик сельских жителей, вооруженных
вилами и косой, противостояли образам телеведущих, политиков и других персонажей
из мира, расположенного по ту сторону телеэкрана. На нынешней выставке "Мама,
папа и Высшая лига", которая открылась вчера все в той же галерее, родители
художника, облаченные в футбольную форму, борются за мяч на фоне неброского
русского пейзажа.
Знаково на этих фотографиях абсолютно все. И постпенсионный возраст игроков.
И их позы, как будто списанные с картин соцреалистов (сам Гутов уверяет, что
это результат не режиссуры, но длительного эксперимента). И полосатая футболка
мамы - показатель здорового духа в здоровом теле. И среднерусский ландшафт,
прозаический, лишенный романтической красоты и какой-либо героики, скучный и
умиротворяющий. Как репродукции Левитана или Васильева в журнале "Огонек",
которые вырезали и клеили на стенку в советские времена. И даже отсутствие ворот,
указывающее на то, что дело вовсе не в спорте как таковом, но в идеалах исчезнувшей
советской культуры, поборниками которой выступают престарелые футболисты. В
общем и целом - такой передвижнический памфлет на злобу дня.
Однако, было бы по меньшей мере наивно полагать, что Гутов стремится обратить
внимание на проблемы "маленьких и лишних людей ", ностальгируя по
канувшему в лету советскому прошлому. Та степень остервенения, с которой немолодые
актеры играют свою роль, недвусмысленно указывает на нереальность и полный идиотизм
происходящего. Что является приметой уже не тридцатых или сороковых, но девяностых
годов. Да и сами мама и папа лишь на первый взгляд напоминают асексуальных спортсменов
и комсомольцев с картин Самохвалова и Дейнеки, пахнущих мылом и зубной пастой,
румяных и гладких.