Папа, Мама и телевизор
Галерея Марата Гельмана
На стенах галереи развешаны почти монументальных размеров цветные
отпечатки сфотографированных с телеэкрана "говорящих голов" - политики
и деятели культуры, телеведущие и участники крупных скандалов. Все они в равной
степени узнаваемы и неразличимы, размытые в телевизионном растре, сведенные
к статусу неких обоев, служащих привычным фоном для нашей повседневной жизни
под включенный телевизор. И, в противовес этим случайным орнаментальным кадрам,
-висящая в центре выставочного пространства отчетливая постановочная фотография:
вооруженные вилами и косой "папа" и "мама" пародируют мизансцену
пресловутой "Американской готики". На этом снимке все рассчитано и
выверено. Реальные, не масс-медийные люди предстают в рельефности идеальной
фотооптики. Портрет заведомо позирующих "простых людей" противопоставляется
снимкам как бы захваченных врасплох телевизионных персонажей.
На самом деле - и все это прекрасно знают - смутное беспокойство, вызываемое
телевизионными образами, связано с тем, что мы не можем отделаться от ощущения,
будто с экрана на нас постоянно устремлен чей-то взгляд. Подсмотреть за телевизионным
персонажем, застигнуть его врасплох - значит, убедиться в том, что в данный
момент он на нас не смотрит. Стать вуайером только для того, чтобы удостовериться
в собственной невидимости.
Но это занятие обречено на провал. Нам так и не удастся увидеть затылок телеперсонажа,
лишить его устрашающей и вездесущей одномерности. Дымка фотографического растра
не скроет нас от зорких взглядов телевизионных голов.
Гутов завлекает зрителя в настоящую ловушку устремленных на него глаз, от которых
никуда не скроешься. Красноречиво-угрожающий взгляд потрясающих вилами "родителей"
умножается в рассеянных и всевидящих взглядах медийных фантомов.
Ирина Кулик
ARTCHRONIKA, №3 / 2001 p. 121