MAM, DAD & TV (ENG)

Папа, Мама и телевизор
Галерея Марата Гельмана

На стенах галереи развешаны почти монументальных размеров цветные отпечатки сфотографированных с телеэкрана "говорящих голов" - политики и деятели культуры, телеведущие и участники крупных скандалов. Все они в равной степени узнаваемы и неразличимы, размытые в телевизионном растре, сведенные к статусу неких обоев, служащих привычным фоном для нашей повседневной жизни под включенный телевизор. И, в противовес этим случайным орнаментальным кадрам, -висящая в центре выставочного пространства отчетливая постановочная фотография: вооруженные вилами и косой "папа" и "мама" пародируют мизансцену пресловутой "Американской готики". На этом снимке все рассчитано и выверено. Реальные, не масс-медийные люди предстают в рельефности идеальной фотооптики. Портрет заведомо позирующих "простых людей" противопоставляется снимкам как бы захваченных врасплох телевизионных персонажей.
На самом деле - и все это прекрасно знают - смутное беспокойство, вызываемое телевизионными образами, связано с тем, что мы не можем отделаться от ощущения, будто с экрана на нас постоянно устремлен чей-то взгляд. Подсмотреть за телевизионным персонажем, застигнуть его врасплох - значит, убедиться в том, что в данный момент он на нас не смотрит. Стать вуайером только для того, чтобы удостовериться в собственной невидимости.
Но это занятие обречено на провал. Нам так и не удастся увидеть затылок телеперсонажа, лишить его устрашающей и вездесущей одномерности. Дымка фотографического растра не скроет нас от зорких взглядов телевизионных голов.
Гутов завлекает зрителя в настоящую ловушку устремленных на него глаз, от которых никуда не скроешься. Красноречиво-угрожающий взгляд потрясающих вилами "родителей" умножается в рассеянных и всевидящих взглядах медийных фантомов.

Ирина Кулик

ARTCHRONIKA, №3 / 2001 p. 121