Коммерсантъ, 7 февраля 2004, (№ 22), с. 9

Ирина Кулик.

Энди Уорхола отпели.

Очередное заседание Института Михаила Лифшица, возглавляемого художником Дмитрием Гутовым, посвященное обсуждению статьи классика марксистской эстетики о поп-арте "Феноменология консервной банки", лифшицианцы не побоялись провести в настоящем "логове врага" - фешенебельной галерее "Stella Art Gallery", где сейчас проходит выставка Энди Уорхола, Тома Вессельмана и Жан-Мишеля Баскиа. В дискуссии приняла участие ИРИНА КУЛИК.

Институт Лифшица, изучающий наследие философа-марксиста и продолжающий начатую им непримиримую критику модернизма, существует уже десять лет. Все это кажется чисто художественным проектом Дмитрия Гутова: трудно поверить, что можно всерьез реанимировать взгляды автора знаменитого труда "Кризис безобразия". Но господин Гутов настаивает на серьезности своих штудий: современное искусство опять в кризисе, и объяснить его природу можно лишь обратившись к трудам Михаила Лифшица, прозорливо начавшего свой крестовый поход против модернизма еще в авангардные 1920е годы, будучи студентом ВХУТЕМАСа. Тогда его обвинили в правом уклонизме. Возвращение Михаила Лифшица состоялось лишь в 1960е годы: его традиционалистские взгляды оказались востребованными для борьбы с буржуазным искусством. Статья "Феноменология консервной банки", впервые опубликованная в журнале "Коммунист" в 1966 году - не просто дежурная идеологическая брань, но фундаментальное исследование поп-арта: тут и обзор западной арт-прессы, и анализ рынка современного искусства, и философская интерпретация, и даже воображаемый монолог самой консервной банки (имеется в виду пресловутый уорхоловский "Суп Кэмпбелл").
Дмитрия Гутова, известного своей преподавательской деятельностью, в "Stella Art" позвала директор галереи, итальянка Тереза Мавика. Галерея мыслит себя не только как коммерческое, но и как просветительское предприятие. Госпожу Мавика поразило, как мало людей в Москве знают, кто такой Энди Уорхол, не говоря уже о Жан-Мишеле Баскиа и Томе Вессельмане. Даже некоторые журналисты на полном серьезе интересовались - а приедет ли Уорхол на открытие московской выставки? Дмитрий Гутов принял приглашение, и предложил перечитать "Феноменологию консервной банки" в ситуации, которую Михаил Лифшиц не мог представить даже в страшном сне: на выставке поп-арта в капиталистической Москве.
Лифшицианцы были настроены решительно. Одна девушка повесила на шею настоящий консервный нож. Наверное, на дьявольские банки один вид этого орудия воздействует так же, как крест - на нечисть. Адепты Лифшица предпочитают изъясняться пением. Дмитрию Гутову такой способ общения напоминает классические советские музыкальные комедии и вообще, как полагает художник, при коммунизме все должны исключительно петь. Оппоненты предпочитали обычную речь. Критиковали советского искусствоведа-марксиста слева; главным критиком выступил известный своими левацкими взглядами художник Анатолий Осмоловский. Михаила Лифшица обвинили в подмене подлинно марксистской критики реакционным апеллированием к вечной "красоте", и даже в скрытом религиозном мракобесии. В общем, его вновь признали правым уклонистом. Но разве обычное рассудительное слово может заглушить льющееся из самой души пение? Да и стоило ли так всерьез обсуждать главу из заведомо одиозной книжки? Может, надо было просто увидеть в мероприятии экстравагантную форму ностальгии по столь любимым Дмитрием Гутовым 1960-м? Впрочем, граждане, видящие в современном искусстве сплошной кризис безобразия, а то и чего похуже, не перевелись и сегодня, и не все они так безобидны, как поющие поклонники Михаила Лифшица.