АБСТРАКТНЫЕ ФОРМЫ СТАРОГО ИСКУССТВА И СОВРЕМЕННАЯ «АБСТРАКЦИЯ»

К статье «Модернизм как явление современной буржуазной идеологии»

Защитники современного абстрактного искусства часто ссылаются на то, что применение геометрических форм давно известно и не заключает в себе ничего странного Рисунок ковра, орнамент, украшающий посуду, и другие примеры искусства, ничего не изображающего или настолько утратившего связь с реальным прототипом, что осталась только система условных знаков, сопровождают человека на всех ступенях его исторической культурной жизни

Все это так, но подобные рассуждения основаны на полной наивности или простой софистике, смешивающей вещи разные и даже противоположные Дело не в том, является ли данная форма абстрактной или более жизненной, органической, хотя это также имеет свое значение Дело в том, что бывают разные абстрактные формы, и они могут заключать в себе прямо противоположные тенденции Здесь также необходимо дифференцировать

Современное абстрактное искусство плохо не потому, что оно пользуется линиями и пятнами, лишенными изобразительного значения, а потому, что его условные знаки рассчитаны на отрицание общих закономерностей, рано открытых человеческим чувством в окружающем мире Существование этих элементов разумного порядка свидететьствует о том, что наш мир, при всей его сложности, не простая бессмыслица, иррациональное бытие, что в нем есть что-то родственное человеческому сознанию, хотя и вполне материальное, доступное нашим чувствам и делающее возможным само появление в природе сознательного существа Абстрактные закономерности, которые мы без всякого предварительного размышления созерцаем в геометрических формах ковра или стрельчатой арки, суть реальные элементы объективной и абсолютной истины

Есть в этой истине множество конкретных сторон и граней, которые стремится постичь искусство изобразительное, передающее жизнь в формах самой жизни, то есть опять таки конкретно, органически, жизненно Но есть и более широкий, более отвлеченный слой Он на

ходит себе отражение в таких искусствах, как музыка и архитектура, а также в общих формальных мотивах изобразительного искусства, каковы симметрия, ритм, архитектоника, единообразие, скрытые в самых сложных и случайных образованиях. История искусства знает такие эпохи, когда эта абстрактная сторона художественного сознания приобретала слишком одностороннее развитие, побеждая жизненный элемент всякого искусства (обычно ссылаются при этом на памятники неолитической эпохи или Древнего Египта). Но современная «абстракция» не имеет ничего общего с этими волнами геометризма в прошлом, несмотря на все старания узаконить ее как необходимую ступень развития искусства.

Современную абстракцию нельзя рассматривать как декоративный стиль или подобие музыки. Такие сравнения совершенно ложны. Они свидетельствуют, по крайней мере, о непонимании главных особенностей этого искусства. Ибо современная абстракция в отличие от старой, «классической» стремится выразить не красоту элементарных форм природы, не стройный порядок их движения, а нечто прямо противоположное им — бессмыслицу и хаос как высшую тайну жизни.

Если абстрактная живопись подобна музыке, то музыке не в смысле Моцарта и Бетховена, а в смысле той современной музыки, которая сама нуждается в оправдании, ибо это вовсе не музыка (как абстрактная живопись — вовсе не живопись), а скорее — род философии, доказывающей нам, что человеческое сознание заброшено в чуждый ему и страшный мир. В отличие от ковра или геометрического орнамента современное абстрактное искусство состоит не в утверждении, а в разрушении элементарных форм прекрасного, замеченных человеческим глазом в природе, в строении нашего тела, цветка, растения, простой снежинки. Современное абстрактное искусство занято намеренным оскорблением естественного чувства красоты посредством грубой асимметрии, аритмии, анархии форм, выворачивания наизнанку законов архитектоники, создания формальных парадоксов, когда, например, тяжелое покоится на легком или подчеркивается обрыв именно там, где глаз ожидает законченности и вместо определенного смысла форм создается намеренная двусмысленность.

По всем этим признакам современное абстрактное искусство является прямой противоположностью той абстракции, которая была великим открытием древнего гончара, создавшего сосуд правильной формы и окружившего эту форму простым орнаментом из следов веревки, вдавленной в свежую глину. Если же современное абстрактное искусство обращается иногда к правильным формам, эти формы должны быть настолько правильны, чтобы убить всякое дыхание жизни, вызвать ощущение бессмыслицы и пустоты. «Черный квадрат» Малевича и другие иконоборческие фантазии этого типа (пуризм, конструктивизм) при всей своей безумной рациональности абсолютно иррациональны. Их правильные геометрические иероглифы нужно читать наоборот. Это искусство обратных сил, открывшее новое сомнительное наслаждение в смердяковском издевательстве над аристократией художественных форм и человеческого духа вообще, в уравнении всего, что растет и дышит под гладкую плоскость. Не приведи бог попасть в это мертвое царство современной угрюм-бурчеевщины!

Чтобы дать возможность читателю самому оценить дистанцию между абстрактными формами искусства и природы, с одной стороны, и современной абстрактной живописью, с другой, приведем несколько наглядных примеров.

Что общего между этими абстрактными формами, основанными на ритме, равновесии сил, единстве в многообразии и современной абстрактной живописью, стремящейся к прямо противоположному впечатлению?

Сергей Поляков (р. 1906). Французский абстракционист, последователь Кандинского и Делоне. «Композиция».

Жан-Рене Базен (р. 1904), французский художник и теоретик абстракционизма. «Обтесанные скалы». 1955. Париж. Галерея Мегг.

Филипп Гастон (р. 1913). «Пассаж»

 

Назад Содержание Дальше