ОБЕЗЬЯНА
Животные, обычно обезьяны, пародирующие действия человека.
Обезьяна. У христиан раннего средневековья - символ дьявола и обозначение скорее язычества, нежели человеческой греховности. В готическую эпоху обезьяна с яблоком во рту стала символизировать грехопадение человека; в таком виде она являлась в изображениях Девы Марии и Младенца и в других сюжетах. Этот образ использовался в эпоху Возрождения как атрибут Вкуса (одного из ПЯТИЧУВСТВ). Человек, узнаваемый в обезьяне в искаженном виде, - низменный образ его самого, отраженный в ней. Она ассоциировалась с пороком вообще и использовалась для персонификации Распутства (см. также ДИКАРЬ). Обезьяна является также атрибутом сангвиника (см. ВЕРА; ЧЕТЫРЕ ТЕМПЕРАМЕНТА). Начиная с эпохи средневековья обезьяна становится символом искусства, в частности живописи и скульптуры. Искусство художника считалось по сути своей имитацией; оно стало связываться с животным, известным своими способностями подражать (передразнивать). Эта идея нашла выражение в популярном афоризме "Ars simia naturae" [лат. - "Искусство - обезьяна природы"], особенно полюбившемся фламандским художникам XVII века. Они изображали художника в образе обезьяны за созданием портрета - как правило, женского, но не редко и светского мужчины - или ваяющим скульптуру из камня. Эта пародия на художника со временем распространилась и на другие виды человеческой деятельности, и обезьяны стали изображаться сидящими за обеденным столом, играющими в карты или на музыкальных инструментах, кутящими, пляшущими, катающимися на коньках и т. д. Часто место обезьян занимают другие твари, в особенности кошки и совы. Художник высмеивает человеческую претенциозность - глупость и суетность.
Обезьяны вообще символизируют низшие силы, тьму или бессознательную активность, но в этом символизме - подобно символизму легендарных мифических существ - сочетаются два аспекта. С одной стороны, эта бессознательная сила может быть опасной, т.к. она может разрушить индивида, однако она также может оказать благо - как все бессознательные силы, - когда меньше всего ожидают. Вот почему в Китае обезьяне приписывается сила обеспечивать хорошее здоровье, успех и защиту; это соотносит её, таким образом, с эльфами, волшебниками и феями (5).
Обезьяна обыкновенная. Олицетворяет бесстыдство, настырность, зловредность, низшие инстинкты. Три Мистических Обезьяны с прикрытыми глазами, ушами и ртом означают следующее: "Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле". В буддизме обезьяна является одной из Трех Бесчувственных Тварей, жадной, постоянно что-то хватающей. В китайской традиции она символизирует безобразность и плутовство, обладает способностью к трансформации, апотропаична. Является девятым животным Двенадцати Земных Ветвей. В христианстве означает тщеславие, любовь к роскоши, дьявола. В индуизме она - атрибут богаобезьяны Ханумана, обладающего божественной силой и являющегося сыном бога ветра Вайи. Кроме того, Ханумана иногда изображают с обезьяньей головой. У индейцев майя Бог Северной Звезды имел обезьянью голову.
Обезьяна человекообразная. В китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать. В христианстве символизирует коварство, хитрость, похоть, грех, непристойность, легкомыслие, любовь к роскоши, Сатану и идолопоклонников. Обезьяна в цепях означает преодоленный грех, а с яблоком во рту - Грехопадение. У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность. Эмблема обезьяньего бога Ханумана. Рис. 112. Три собакоголовых обезьяны вытягивают полную рыбы сеть. (Из "Египетской книги мертвых" У.Баджа)
iазличнvе видv обезьян из Lфрики и iжной Lзии бvли известнv уже в древнем мире (греч. pithekos, лат. simia); при случае вvдрессированнvе артистами обезьянv использовались для "театральнvх представлений". =азвать человека "обезьяной" считалось ругательством, ибо она бvла символом коварства и уродливой внешности. L тем не менее обезьянv нередко содержались как экзотические домашние животнvе. Tу_ествовало поверье, что обладание глазом обезьянv делает невидимvм, а моча обезьянv, разлитая у двери врага, вvзовет к нему ненависть окружаi_их. T -ревнем +гипте к обезьянам (мартvшкам, но прежде всего к гамадрилам - пла_еносvм павианам) относились с глубоким почтением; нубийские племена должнv бvли их поставлять в качестве дани: считалось, что обезьянv понимаiт человечес куi речь и в обучении проявляiт способности большие, чем некоторvе ученики. Tизг павианов на рассвете толковался как молитва бедного животного к восходя_ему над горизонтом богу Tолнца. Tот, бог мудрости, обvчно изображался с головой ибиса, но довольно часто и в виде старого мудрого павиана, которvй сидит за спиной писаря важнvх текстов и следит за его работой. L в -ревней Lндии обезьяна бvла свя_енна, об этом свидетельствует почитание бога обезьян -анумана, которvй в эпосе "iамаяна" изображается как могу_ественнvй помо_ник и министр iамv. +безьяна считалась символом силv, верности и самопожертвования. L хотя индийские крестьяне страдали от набегов обезьян, они все же охотно праздновали -анумам-джаянти, день рождения -анумана. Tvсокие почести обезьянам отдавались и в iитае. T iжном iитае и на Tибете семьи с гордостьi вели своi родословнуi от предков-обезьян, которvе якобv похи_али жен_ин и те рожали от них детей. Iнаменита обезьяна Tунь L-кун, которая сопровождала буддийского паломника Tiань-цзяна в его странствиях по Lндии, и при этом наряду с великими подвигами совершила множество каверз. +асто обезьяна изображалась с "персиком жизнедаi_им". Lз-за одинакового звучания слогов рисунки с обезьяной на сосне или обезьяной на лошади означали пожелание вvсокого об_ественного положения. T китайском зодиаке обезьяна - девятvй знак. iалендарнvм символом обезьяна является и в древнемексиканских культурах, а именно в качестве 11-го дневного знака (по-ацтекски - оцомати, у майя - батц). +безьяна считалась богом танца, и рожденнvе под этим знаком должнv бvли стать шутами, скоморохами, танцорами или певцами. T -ревней iексике обезьяна имеет не совсем понятнуi символическуi связь с ветром. +тображеннvе в древнемексиканских мифах периодические светопреставления закончили вторуi эру или "Tолнце" (ветренное солнце) опустошительнvми смерчами. Tiди этой эпохи превратились в обезьян. T христианском образном мире обезьяна рассматривается негативно, как карикатура на человека и как животное, являi_ееся символом таких пороков, как кокетство (с зеркалом в руке), алчность и распутство. +безьяна, опутанная цепями, символизирует побежденного черта. +безьянv изображались также как символ похабного, бесстvдного человека, иногда с цепями, вероятно с учетом раннехристианского текста "Lизиологус". T нем обезьяна изображалась коварной, но склонной к подражаниi. +хотник за обезьянами делал вид, что ему в глаза попал клей, а затем прятался; обезьяна спускалась с дерева, "по-обезьяньи" закрvвала глаза, и охотник мог легко поймать ее в петлi. "Tаким же образом ловит нас большой +хотник, -ьявол. +н... приносит клей греха, ослепляет глаза, делает слепvм дух человека, делает большуi петлi, и это портит душу и тело человека". T психологии обезьяна толкуется как признак неуверенности и сомнения в собственной роли, а также как символ бесстvдства. =а образном язvке снов обезьяна является по психологической интерпретации лiбvм видом "человекоподобия того, что е_е не является человеческим", но хочет достигнуть ЭТой ступени; "тот, кому она снится, приближается к этой возможности со сторонv, вvзvваi_ей пренебрежение" (iппли). T последнее время часто продаiтся азиатские скульптурv с тремя обезьянами, у которvх закрvтv рот, глаза и уши. iопулярное толкование: "лучше всего ничего не видеть, ничего не слvшать, ничего не говорить" неверно, так как истинное значение этого символа - "не видеть, не слvшать и не говорить ничего злого". iервоначально речь шла о лазутчиках, которvе бvли посланv 601 ами к лiдям, чтобv разузнать об их делах. Tредством за_итv от такого выслеживания должнv бvли служить изображения слепvх, глухих и немvх обезьян. T -понии эти три обезьянv обозначаiтся одинаково звуча_им словом "зару", которое переводится и как "обезьяна", и как "ничего не делать" и должно символизировать сознательнvй отказ от дурнvх поступков.
Обезьяна большая, бесхвостая - животное с весьма противоречивым символическим смыслом; ее почитали в Древнем Египте, Африке, Индии и Китае, но христианская традиция относится к ней с большим подозрением, отождествляя ее с пороком, страстями, идолопоклонств ом и дьявольскими ересями. Способности обезьян имитировать человеческое поведение широко использовались для высмеивания тщеславия и глупости. В западном искусстве обезьяна обычно изображалась с яблоком в зубах, как символ грехопадения Адама и Евы, а позже, в более юмористическом ключе, как образ художника-эпигона. В египетской иконографии бабуин является символом мудрости. Индийский бог обезьян Хануман олицетворяет храбрость, стойкость и самопожертвование.
Обезьяна мелкая, с хвостом, как и крупная бесхвостая обезьяна, имеет более высокий символический статус на Востоке, чем на Западе. Ее способность к подражанию и многообразие форм поведения делают ее символику в целом противоречивой и позволяют ей олицетвор ять как положительные, так и отрицательные стороны человеческого поведения. В тибетской традиции бодхисатва Авалокитешвара (воплощенный в далай-ламе) первоначально явился в образе священной обезьяны, проявившей сострадание к великанше, от брака с которой и произошли шестеро родоначальников народа Тибета. Истории о королях-обезьянах встречаются также и в китайских и индийских мифах, где они выступают в роли ловких и умных героев. Хануман, индийский бог обезьян, - символ плодородия, так же как и целительства, воин и верный спутник бога Рамы. В китайском искусстве гиббон символизирует материнскую заботу. В Японии игрушечные обезьяны считаются талисманами, охраняющими детей. Известная символическая фигура "кочин" - три обезьяны, которые не видят зла, не слышат з ла и не говорят зла (резная деревянная скульптура находится в храме первого сегуна Токугавы в Никко), - что удивительно, символизирует мудрую осторожность, хотя в западной традиции обезьяны, наоборот, считаются олицетворением любознательности и болтливости . Эти резные фигурки считались на Востоке талисманом, охраняющим от клеветы.
Преступные намерения, похоть и жадность - качества, которые символизируют обезьяны в христианском искусстве; они также часто изображают в карикатурном виде мелкие недостатки человеческой натуры или являются аллегорией подражательного искусства.

Христианство

В христианском искусстве обезьяна является символом греха, злобы, коварства и вожделения. Она также может символизировать нерадивость души человеческой - слепоту, жадность, склонность к грехопадению. Иногда в облике обезьяны изображают сатану, а образ обезьяны, закованной в цепи, передает идею победы веры и добродетели над грехом. Иногда в сценах поклонения волхвов обезьяна присутствует вместе с другими животными.

ЭМБЛЕМАТИКА

Обезьяна, которая душит детеныша в своих объятиях.
Родительская любовь слепа.
Символ слепой лю6ви.
Обезьяна, опорожняющая сумку с гинеями.
От неправедно нажитого богатства не будет прибыли.
Символ показывает нам, что даже туго набитая нищенская сума обычно пускается по ветру расточительным наследником. [EMSYI,таб.32-3,с.236]

ЕГИПЕТ

В ранний период был бог-павиан, которого называли "Большой Белый" (Хезур), который, однако, в период пирамид считался одной из форм бога Тота. Он был защитником и покровителем писателей и священных текстов; имеется много изображений, на которых посвященное этому богу животное сидит на плечах или на голове писателя и наблюдает за ним. Обезьяны, сидящие под потоком воды, льющейся из труб, являются символами Тота как бога летоисчисления. Первоначально Тот был, наверное, лунным божеством, так что неудивительно, что павианы часто изображены несущими на голове диск луны. Более известна связь обезьян с солнцем: обезьяний крик при наступ''лении дня толковался как почитание. На картинах часто изображается восходящее солнце, приветствуемое павианами с поднятыми передними лапами.
Статуэтка Тота в виде павиана