Коммерсантъ, вторник 4 февраля 2003, № 18, с. 21.

Мартышкины труды

В галерее "Файн Арт" открылась выставка Дмитрия Гутова "Я чужой на этом празднике жизни". Известный своими марксистскими убеждениями художник на этот раз пошел по пути Дарвина - выставка посвящена обезьянам.

Дмитрий Гутов - герой постсоветского поколения авангардистов, участник многочисленных международных выставок, в том числе биеннале в Венеции, Стамбуле, Сан-Пауло. Он убежденный левак, пропагандирующий Маркса и Ленина и порядком подзабытых со школы русских революционных демократов вроде Белинского и Чернышевского. Современное искусство Дмитрий Гутов также предлагает пересмотреть с левых позиций. В 1994 году он организовал Институт Михаила Лифшица, изучающий наследие этого марксистского философа и искусствоведа, автора незабываемой книги "Кризис безобразия" - одного из первых советских изданий, посвященных современному искусству капиталистического мира.
На картинах, представленных в "Файн Арте", фигурируют и Ленин с Гегелем, и обложка "Кризиса безобразия", и леворадикальный художественный журнал "Радек". Правда, дорогие марксисту Гутову издания становятся игрушкой печальных обезьянок, машинально теребящих страницы книжек. Кроме философов и обезьян на выставке присутствуют девушки. Девушки в купальниках, мини-юбках и платьях колоколом воплощают "праздник жизни" - пляжный парадиз какой-нибудь крымской всесоюзной здравницы. Впрочем, живыми созданиями выглядят только обезьянки. Портреты философов кажутся старыми, поблекшими репродукциями, а лишенные лиц девушки напоминают картинки из допотопных журналов типа "Работницы", в которых даже не было раздела мод -- только схематические иллюстрации в рубрике "Кройка и шитье".
Дмитрий Гутов словно бы пытается восстановить по пожелтевшим страницам советских изданий утраченный рай 1960-х: чтение философов-материалистов и невинные радости культурного отдыха. Но в результате получился какой-то гибрид "Планеты обезьян" и "Города женщин" - двух хрестоматийных фильмов о человеческой отчужденности, в свое время также трактовавшихся как критика капиталистического общества. Впрочем, трогательные обезьянки Дмитрия Гутова напоминают не пришедших на смену человеку разумных шимпанзе из сатиры Пьера Буля, но тех нарисованных тонкой кистью созданий, которые воплощали меланхолию в традиционной японской живописи и поэзии.

ИРИНА КУЛИК