Мих. Лифшиц
Новые материалы об эстетических взглядах Mаркса
Правда. 30 декабря 1934 г. № 359 (6245) С. 4
Серди обширного материала рукописей, конспектов, записных тетерадей, оставленных нам Марксом и Энгельсом, особое место занимают выписки из книг, посвященных литературе и искусству. Встречаются конспекты по истории живописи, мифологии, поэзии и языка различных народов, обширные тетради, заполненные перечнем фактов и дат всемирной литературы, конспекты по истории архитектуры, истории эстетических учений и т. п. О более ранних из этих материалов (до 1848 г.) можно получить известное представление по описанию, прилагаемому обычно к отдельным томам полного собрания сочинений Маркса и Энгельса (на языке оригинала). Отдельные места из этих конспектов появились и на русском языке. Но в целом они неизвестны даже кругу специалистов по вопросам литературы и искусства.
Пятнадцатая книга «Литературного наследства» не восполнит этого пробела, ибо настоящей публикации конспектов Маркса здесь нет, тем не менее и то, что сделал редакция «Литературного наследства», заслуживает одобрения. Одной ил наиболее крупных рукописей Маркса по интересующим нас здесь вопросам является его конспект «Эстетики» Фридриха Теодора Фишера, обнаруженный в одной из тетрадей 1857-1858 гг. Отдельные, довольно большие, выдержки из этого конспекта приводятся в исследовании Георга Лукача «Карл Маркс и Фр. Т. Фишер», которым открывается рецензируемый номер журнала.
Фр. Т. Фишер, один из крупнейших последователей Гегеля, был типичным представителей либерализма XIX века. В теория, как и на практике, он проделал обычную эволюцию немецкого либерала — от весьма неопределенных симпатий к революции до поклонения Бисмарку и прусской военщине.
В области эстетики Фишер—очень крупная фигура. Гегельянец но убеждениям, он пытался реформировать систему своего учителя в духе большего приближения к принципам художественного реализма. Но вместо этого он пришел лишь к более пошлому виду идеализма. Эстетические взгляды Гегеля были еще во многом проникнуты духом Великой французской революции. Отсюда — навсегда сохранившееся у него критическое отношение к прозе буржуазией жизни.
В отличие от своего учителя Фишер полагает, что даже самые низменные и пошлые проявления буржуазной действительности могут быть эстетически оправданы (учение о «косвенной идеализации»). Этот ложный реализм Фишера сделал его эстетические взгляды очень модными среди реакционных публицистов и философов современной Германии. Нашему читателю имя Фишера известно, главным образом, по той полемике, которую вел против него в свое время Н. Г. Чернышевский.
Маркс интересовался Фишером, как крупнейшим представителем буржуазной теории искусства середины XIX столетия. Конспект «Эстетики» свидетельствует о том, что явления литературы и искусства не была для основоположников марксизма простыми иллюстрациями к их общим теоретическим положениям. Страницы конспекта, исписанные мелким почерком Маркса, обнаруживают самое углубленное внимание к вопросам теории эстетики. Маркс видит в книге Фишера популярный свод тех представлений о красоте, безобразии, возвышенной, комическом и т. д., которые сложились в рамках старой культуры. Эти представления интересуют его как отблеск различных сторон реальной действительности буржуазного общества, которое он именно в это время подвергает экономическому анализу. Дальнейшая работа над литературным наследством Маркса обнаружит здесь много прекрасного.
Наша литературная теория и критика испытывают известный недостаток эстетической культуры. Кое-кто хотел бы сделать отсюда вывод о необходимости пойти на поклон к буржуазным авторитетам. Люди, которые ничего не забыли и ничему не научились, начинают снова высказывать сомнения по поводу эстетических взглядов основоположников марксизма-ленинизма. В этой связи работа над эстетическим наследством Маркса, Энгельса, Ленина приобретает особое значение.
Исследование Г. Лукача представляет большой интерес. Заслуживает осуждения лишь язык статьи — тяжелый, полный намеков и недомолвок, сильно затрудняющий понимание богатого исторического содержания работы. Здесь автор делит вину с переводчиком и редактором, ибо совершенно очевидно, что статья написана первоначально на немецком языке.
Пятнадцатая книга «Литературного наследства» содержит и ряд других материалов, из которых наиболее интересны документы о взаимоотношениях Достоевского с правительственными кругами 70-х годов. С большим интересом читаются и запрещенные цензурой стихотворения Полежаева и воспоминания рабочего поэта Авенира Ноздрина. Все это дано широко и толково.
Но почему по отношению к Марксу проявлена такая исключительная скупость? Кто объяснит советскому читателю, почему после статьи Г. Лукача не напечатаны полностью конспекты Маркса по эстетике?
От «Литературного наследства» можно было бы ожидать более широкой публикации, посвященной эстетический занятиям Маркса. Это был бы удар по тем людям, которые воображает, что с поворотом нашей теории к более конкретному овладению материалом искусства эстетические взгляды, Маркса и Ленина вышли из моды, а пропаганда этих взглядов есть только «цитатничество».
Полностью опубликовать конспекты Маркса по вопросам искусства необходимо. И очень жаль, что «Литературному наследству» не удалось итого сделать уже в 15-й книге журнала. Тут могут быть конечно, те или иные причины, но причина — не оправдание. Публикация архивных материалов требует от литературно-редакционных работников немало энергии и настойчивости. В данном случае эти хорошие человеческие качества изменили редакции «Литературного наследства».