Мих. Лифшиц
Марксистско-ленинская теория и наука о литературе
Литературная газета. 09 августа 1939 г. № 44 (823). C.1
В своем отчетном докладе на XVIII съезде партии товарищ Сталин сказал: «Нет необходимости, чтобы специалист-медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот. Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, — это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма. Ибо нельзя считать действительным ленинцем человека, именующего себя ленинцем, но замкнувшегося в свою специальность; замкнувшегося, скажем, в математику, ботанику или химию и не видящего ничего дальше своей специальности. Ленинец не может быть только специалистом облюбованной им отрасли науки, — он должен быть вместе с тем политиком-общественником, живо интересующимся судьбой своей страны, знакомым с законами общественного развития, умеющим пользоваться этики законами и стремящимся быть активным участником политического руководства страной».
Если знание марксистско-ленинской науки нужно даже специалисту по физике или математике, то само собой разумеется, что в литературно-художественной области оно необходимо, как воздух. Не нужно доказывать, что анализ художественного творчества требует применения метода марксистско-ленинской общественной науки, что все остальные методы исследования бесспорно устарели, обнаружили всю свою теоретическую наивность и ошибочность. Не нужно доказывать, что специальные проблемы литературной науки могут быть правильно поняты только в освещении марксистской философии — самого богатого, многостороннего, цельного и единственно научного мировоззрения нашего времени. И все же эти общеизвестные истины полезно напомнить еще раз. На это имеются свои причины.
Всем памятен печальный опыт «методологизирования», «вульгарной социологии» и других проявлений псевдомарксистской догматики. Эта догматика искалечила несколько поколений людей, работавших в области искусства и литературы, она служила обоснованием вредной практики РАПП, она распространила посредством учебной литературы, энциклопедий, газетных статей и книг множество вульгарных представлений о задачах искусства, о классической литературе прошлого, о новой культуре. В политическом отношении эта псевдомарксистская схоластика не была только результатом наивности и чрезмерного усердия. Она нередко граничила с вредительскими теориями, заключала в себе определенно выраженные антимарксистские тенденции (откуда вовсе не следует, что всякая вульгарно-социологическая ошибка делает человека врагом народа).
В настоящее время все это как-то сразу отодвинулось в далекое прошлое. Над социологическими фантазиями, которые еще недавно сочиняли многие «литературоведы», теперь смеются даже дети.
Полная, окончательная и чрезвычайно быстрая ликвидация вульгарно-социологических «концепций», которые в течение многих лет только отвлекали людей от настоящего дела, является серьезным завоеванием нашей науки. Это — победа марксизма, результат указаний Центрального Комитета партии.
Однако в той быстроте, с которой наша научная мысль очищалась от пережитков догматического марксизма, кроется своеобразная опасность. «Величие и падение» вульгарной социологии оставило в сознании многих специалистов «литературоведения» весьма неприятный осадок с оттенком необоснованного разочарования в марксистской теория искусства. А там, где имеется подобный осадок, всегда налицо эклектизм и безыдейность. Конструкции Фриче и других «лидеров» вульгарно-социологических течений отличались исключительной, почти фантастически-нелепой последовательностью в развитии одной какой-нибудь довольно жалкой идеи. В настоящее время такая нелепая последовательность вышла из моды. Этому можно только радоваться. Однако нельзя радоваться тому, что в научной литературе последних лет так иного книг, лишенных какой-бы то ни было последовательно выраженной идеи. Здесь часто «обтекаемая форма» скрывает пустую эклектику, стремление обойти те сложные вопросы, которые не могла решить и не решила вульгарная социология. Каждая юбилейная дата приносит нам новые книги о классиках, исследования их творчества и т. д. В этих сочинениях нет никаких ошибочных «концепций», но — увы — труды покойного Нестора Котляревского являются по сравнению с ними идеалом научности и глубины.
Рука об руку с простейшим эклектизмом идет увлечение так называемой «фактологией», погоня за академическими апарансами и пр. Конечно, вульгарная социология пренебрегала фактами, конечно, всякое культурное исследование должно иметь свою филологическую базу. Но грустно видеть, что в обретении научной культуры часто усматривают чисто формальную сторону. И какие забавные вещи иногда происходят на этой почве! Наша печать уже как-то писала об одном ленинградском литературоведе, который, обнаружив в архиве Надсона рукописную вопию некрасовских «Коробейников», с полной серьезностью возвестил об открытии им нового стихотворения Надсона. При этом он не забыл отметить даже сорт бумаги, на котором оно было написано, и чуть ли не водяные знаки на ней. В таких явлениях прежде всего обнаруживается достойное осмеяния культурное «нуворишество».
Не следует забывать, что любая специализация, любое количество фактов и самые высокие академические титулы не могут спасти от внутренней пустоты, безыдейности и перерождения, если отсутствует вкус к марксистско-ленинской теории, серьезное понимание этой революционной науки и творческое применение ее в своей работе.
Явления безыдейности и эклектизма — прямое и, может быть, самое вредное следствие псевдомарксистской догматики. Кризис вульгарно-социологических течений иные специалисты литературной науки восприняли как признак возвращения к стародавним формам бесцветного академического прозябания. Вульгарная социология злоупотребляла понятием «классовый анализ» и всячески «разоблачала» великих художников прошлого. В настоящее время мы часто встречаем противоположную крайность. Классовый анализ стыдливо изгоняется в примечания, служит необязательным дополнением, оговоркой, касающейся собственно только «ограниченности» писателей прошлого и не имеющей отношения к их художественным достоинствам. Слова «гуманизм» и «народность» употребляются с таким усердием и неразборчивостью, что студенты литературных факультетов удачно прозвали юбилейные сочинения «изнародованием» классиков.
Что же отсюда следует? Быть может, не нужно было слишком резко критиковать вульгарную социологию, чтобы не впасть в противоположную крайность? Такое мнение совершенно неправильно. Наоборот, преодоление псевдомарксистской догматики является победой подлинно-творческого марксизма, который обязательно включает в себя то, что мы привыкли называть «классовым анализом», и применяет его не для нелепых социологических определений, а для того, чтобы отделить все подлинно ценное в мировом искусстве от явлений упадка, вырождения и реакции. Новая вульгаризация, связанная с забвением марксистско-ленинской науки об обществе, тесно связана с упрощенчеством старого типа. Вульгарная социология и вульгарный гуманизм - два проявления одного и того же недостатка, переход из одной крайности в другую — явление весьма типичное.
Это очень легко показать на примерах. Тов. Рокотов долгое время считал Шекспира защитником интересов капитализирующегося дворянства абсолютной монархии. Но вот приходит юбилей Шекспира, и тов. Рокотов в полной энтузиазма статье «Великая братская душа» («Интернациональная литература» №. №. 3 - 4 за 1939 г.) бросается в противоположную крайность. Он сравнивает Шекспира с французскими просветителями XVIII века, изображает его сторонником восстания против абсолютной монархия и т. д. «Он был всей душой за восстания, - пишет тов. Рокотов. — за свержение, за гражданскую войну против короля — угнетателя народа. Шекспир был воинствующим гуманистом, утверждавшим в боях свои идеалы...» и т. д.
А вот другой пример. В предисловии к книге Фриче (1931 г.) тов. И. Анисимов называет Байрона «типичным представителем деградирующей феодальной аристократии, отразившим в своем творчестве трагедию помещичьего крушения». Очень хорошо, что тов. Анисимов уже отказался от вульгарно-социологического понимания творчества Байрона. Но вопрос об отношении английского поэта к аристократии, буржуазии, народу все же остается как серьезный и сложный вопрос, требующий марксистского анализа. В юбилейной статье о Байроне, написанной тем же тов. Анисимовым («Новый мир» № 1 за 1938 г.), мы находим только общие восторженные формулы: «гуманист», «оптимист», «защитник угнетенных масс», «разоблачитель буржуазно-дворянского общества», «враг тирании» и т.д.
Как известно, вульгарная социология придерживалась в высшей степени абстрактного и совершенно не марксистского «интернационализма». Она заключала в себе «разоблачительную», нигилистическую тенденцию по отношению к прошлому русского народа, его национальным особенностям. Один критик — А. Михайлов писал в рапповские времена: «В области русского населения нет национального искусства. Искусство там развивается не в форме национального великорусского искусства, оно развивается в формах тех художественных выражений, которые имеются у нас вообще, — скажем, пролетарское искусство, мелкобуржуазное искусство и т. д.» (1932 г.). Прошло семь лет, и тов. Михайлов с таким же рвением утверждает нелепость противоположного типа. Он доказывает, например, что шпили петровской архитектуры происходят от древнерусских шатров, а прототипом вестибюля в классическом дворце являются... русские сени.
Такого рода «тушинские перелеты» показывают очень наглядно, что всякого рода вульгаризация, связанная с желанием во что бы то ни стало «потрафить», рождает безыдейность в сама вытекает из нее.
Опасность подобного явления слишком невидна. Нужно создать такую атмосферу, которая исключает пустой автоматизм «конъюнктурного» мышления, нужно воспитывать молодых работников науки об искусстве и литературе в духе высокой принципиальности подлинного марксизма-ленинизма.