Мих. Лифшиц
Безумный день или Женитьба Фигаро
Литературная газета. 10 марта 1935 г. № 14 (505) С.5-6
Когда человек растерялся, струсил, когда он чувствует за собой немало грехов, - трудно ожидать от него спокойного и выдержанного поведения. В такой момент многие обретают прилив какой-то постыдной храбрости, они машут руками без толку, обвиняют других, словом, делают все возможное для того чтобы скрыть свое затруднительное положение. Нечто подобное случилось с редактором «Литературного Ленинграда» В. Ральцевичем.
Остановимся подробнее на содержании удивительного номера газеты «Литературный Ленинград» от 26 февраля 1935 г.
Одна из полос газеты почти целиком отведена под статью А. Андрузского «Троцкистский комментарий к Марксу». Название статьи очень удачно выбрано: комментарий Андрузского действительно троцкистский. Но эта троцкистская путаница преподнесена читателям «Литературного Ленинграда» под видом разоблачения пишущего эти строки, а также тов. Лукача и «ряда других авторов», имена которых бдительный А. Андрузский и его редактор Ральцевич почему-то утаили от советской общественности. Говоря кратко, к основному названию статьи Андрузского следовало прибавить подзаголовок «С больной головы на здоровую».
Для того, чтобы придать своему обвинению хоть тень убедительности, Андрузский прибегает к совершенному извращению текста моей брошюры «К вопросу о взглядах Маркса на искусство», в частности тех ее мест, где речь идет о революции 1848-49 гг. в Германии. То же самое он проделывает и над комментариями Г. Лукача к переписке Маркса с Лассалем о трагедии «Франц фон Зиккенген».
Вопрос заключается в следующем. Во всех революциях прошлого, наряду с официально-буржуазной верхушкой общества и сплошь и рядом против нее, действовали народные массы - городское плебейство, рабочие и крестьяне. Но демократическая диктатура народных низов даже там, где она осуществлялась, не могла удержаться надолго. Историческая почва, на которой совершалось народное движение, была еще очень незрелой, а сама плебейская масса слишком слаба в политическом и организационном отношении по сравнению с имущими классами. Восстания плебеев были исторически необходимы и закономерны, но так же закономерны были те условия, которые предопределили гибель таких людей, как Томас Мюнцер. Эти люди имели немало иллюзий, но, поднимая оружие в борьбе за свои идеалы они не совершили никакой ошибки. Их действия были исторически оправданы и сами они являли образцы революционного героизма. И все же на той исторической ступени они могли победить, только погибнув. Это - объективная трагическая коллизия. Гибель Томаса Мюнцера или наиболее последовательного крыла якобинцев была по мнению Mаpкca и Энгельса, трагичной именно в этом всемирно-историческом смысле и поэтому могла служить темой для драматического произведения, написанного с точки зрения коммунизма.
Но в споре с Лассалем, который не понимал этого, Маркс к Энгельс имели в виду не столько эстетику, сколько политику. Они писали о том, какова должна быть тактика коммунистов, т. е. пролетарских революционеров, для того, чтобы демократическое движение народа в Германии середины XIX ст. не превратилось в подобную трагедию. Анализируя опыт 1525 и 1848 гг. они указывали на необходимость соединения пролетарского движения с крестьянской войной под руководством городского пролетариата, который должен иметь самостоятельную организацию, не растворяющуюся в организациях общедемократических. В этом смысле Маркс и Энгельс и подвергают самокритике тактику «революционной партии» 1848 - 49 гг.
Такое истолкование переписки Маркса и Энгельса с Лассалем о проблеме революционной трагедии дается в брошюре «К вопросу о взглядах Маркса на искусство» и в статье Лукача; это то самое истолкование, которое, как говорит Андрузский, «получило по всем признакам широкое распространение» Мы полагали до сих пор, что это понимание вопроса заимствовано нашей литературой не у Лукача или кого-нибудь другого, а непосредственно у Маркса и Энгельса. Отсюда и его «широкое распространение». Одному только Андрузскому удалось обнаружить, что это широкое распространение» явилось результатом зловредного влияния Лукача, Лифшица и «других авторов» которые «извращают взгляды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и фальсифицируют в явно троцкистском духе их понимание экономического содержания, движущих сил и тактики революции 1525 г. и 1848—49 гг. и тем самым революции 1905 г.» Лукач, Лифшиц и др. хотят объявить все эти революции пролетарскими социалистическими революциями, а в «трагической коллизии» 1525 и 1848 гг. видят трагедию крушения пролетарской диктатуры.
Страшен сон, да милостив бог. Дело в том, что Андрузский усматривает политический смысл переписки Маркса и Энгельса с Лассалем «в вопросе о двух тактиках… социал-демократической революции». Это открытие напечатано аршинными буквами в самом начале статья Андрузского. Он и судит, по-видимому, об «экономическом содержании» и «движущих силах» с точки зрения этой «социал-демократической революции». Ясно, что, ни у Маркса, ни у Ленина, ни у Сталина он ничего подобного найти не мог и поэтому ссылается на них без всякого основания. Всю аргументацию Андрузского можно выразить в двух словах: Лифшиц, Лукач и др. говорят о противоречии между «исторически необходимым революционным шагом» и незрелостью пролетариата. Следовательно, умозаключает Андрузский они говорят о социалистической революции, ибо в демократической революция пролетариату и полагается быть незрелым, Лифшиц и Лукач пишут о том, что отказавшись от темы «Мюнцер», от шекспировски-правдивого изображения плебейской и крестьянской массы, Лассаль закрыл себе путь к выражению своих социалистических, а не только демократических убеждений. Но имел ли право Лассаль писать социалистические драмы во время демократической революции? Явное перескакивание через этапы, заключает проницательный Андрузский.
Андрузский грубо смешивает вопрос об экономическом содержании революции с вопросом о ее движущих силах и гегемонии в ней определенного класса. Всякое указание на социалистические идеи пролетариата в 1846 г. или утопически-коммунистические стремления его предшественников - плебеев в 1525 г. он толкует как признание революций 1848 г. и даже 1525 г, социалистическими по своему характеру и задачам.
Это опошление борьбы с троцкизмом преподнесенное с такой помпой редакцией газеты «Литературный Ленинград», дополняется прямым, передергиванием. Излагая отрывки из моей брошюры Андрузский поступает следующим образом. Слова «исторически необходимый революционный шаг» он заменяет словами «исторически необходимое взятие власти пролетариатом (т. е. диктатура пролетариата)». Вместо слов «практическая невозможность его т. е. этого революционного шага) осуществления» Андрузский пишет: «практическая невозможность осуществления социалистического переворота». Фразу: «ни одна из фракций буржуазии не была способна к последовательному углублению революции» передает словами: «не была способна к революционной борьбе». И в доказательство того, что такая фракция существовала, ссылается на крестьянство, которое является, следовательно, с его точки зрения, просто «фракцией буржуазии». Из этого Андрузский заключает, что «утверждение Лифшица сводится к чисто троцкистскому отрицанию роли крестьянства».
Между тем соответствующие места из брошюры «К вопросу о взглядах Маркса на искусство» (стр. 124 - 125) построены именно на критике Лассаля, который считал крестьянство реакционной массой. Здесь ясно говорится о необходимости соединения пролетарского движения с крестьянской войной. Из противопоставления рабоче-крестьянской линии в революциях прошлого - линий буржуазно-дворянской делаются выводы и относительно стиля революционной трагедии.
Очень ясно сказало и у Лукача. Маркс и Энгельс «ожидали в 1848 г. буржуазной революции перерастающей в революцию пролетарскую, и на первом этапе революции видели поэтому в буржуазии, тогда еще прогрессивной, в мелкой буржуазии, крестьянстве и пролетариате совокупную разрушительную силу, направленную против феодальных пережитков и прогнившего абсолютизма. Это «единство» однако, дифференцируется от этапа к этапу как раз благодаря объединенным под гегемонией пролетариата и подталкиваемым вперед силам демократии» (политика «Новой рейнской газеты»)». («Лассаль» Литературная Энциклопедия», VI, стр. 70—71).
Г. Лукач написал, содержательную и ценную работу о переписке Маркса и Энгельса с Лассалем. В этой, работе есть некоторые ошибочные формулировки (хотя не их имеет в виду автор статьи в «Литературном Ленинграде»). Однако ничего подобного тому, в чем хочет уверить читателя Андрузский, здесь нет. Неправильную фразу «о решающем классовом, содержании революции 1848 г., борьбе между пролетариатом и буржуазией», на которой спекулирует Андрузскнй, мы при всем старании не обнаружили в немецком оригинале статьи Лукача, напечатанном в юбилейном марксовском номере журнала «Интернациональная литература». Это место совершенно неправильно переведено на русский язык, как легко может убедиться всякий желающий (см. «Internationale Literatur». 3. Iahrg. № 2 s. I05). В других местах статьи т. Лукача даже в русском ее переводе (а когда речь идет о таких обвинениях по адресу иностранного писателя, нужно обращаться к оригиналу) революция 1848 г. ясно определяется как буржуазная. Только недобросовестностью Андрузского можно объяснить его клеветнические попытки уверить читателя, что, по мнению Лукача в 1848 г. нужно было «начать с диктатуры пролетариата» и т. д.
Что касается моей брошюры то здесь Андрузский пользуется просто тем обстоятельством, что на стр. 124, где говорится о взятии власти революционным классом, не дается характеристика этой власти. Имея в виду прежде всего таких «читателей» как Андрузский и Ральцевич я должен был конечно сформулировать это место более подробно и ясно. Однако из всего контекста и без того с очевидностью вытекает, что речь идет именно о демократической диктатуре народных низов. К тому же на стр. 56, 57 и др. революция 1848 г. определяется как буржуазная, Таким образом, все измышления Андрузского это чистейшая клевета.
Но не только клевета. Здесь есть нечто большее. Дело в том, что взгляды самого Андрузского представляют собою меньшевистско-троцкистскую кашу. Это давно известно и остается секретом разве только для редакции «Литературного Ленинграда». Статья «Троцкистский комментарий к Марксу» - это крик «держите вора!», которым Андрузский хотел бы прикрыть свою собственную, весьма уязвимую позицию. Дело в том, что помимо вопроса о цитатах есть еще один коренной и принципиальный вопрос. Это вопрос о том, что же имеют в виду Маркс и Энгельс, говоря о «трагической коллизии, от которой погибла «революционная партия» 1848 г.? На этот счет Андрузский дает весьма недвусмысленный ответ. Правда этот ответ набран не таким крупным почерком, как все остальное, - должно быть, постеснялся наборщик.
Посмотрим, чем хочет заменить Андрузский концепцию, «получившую широкое распространение». Он пишет: «В своей трагедии «Франц фон 3иккинген» Лассаль ставил себе целью выразить в художественной форме ту трагическую коллизию, которая привела к крушению немецкую революцию 1848—49 гг. Суть этой трагической коллизии - в противоречии между революционной целью и оппортунистической тактикой... Маркс соглашается с Лассалем в том, что именно оппортунистическая тактика была причиной крушения революционной партии 1848 - 49 гг.... Маркс и Ленин утверждают, что коллизия, проведенная в «Зиккингене» (коллизия между революционной целью и оппортунистической тактикой), и есть именно та самая коллизия, которая привела к крушению революционную партию 1848- 49 гг.» и т.д.
Итак, Маркс и Энгельс согласны с Лассалем в оценке итогов революции 1848—49 гг. ? Партия Маркса и Энгельса потерпела крушение вследствие своей оппортунистической тактики? Теперь все ясно. Неправ Лукач утверждая, что «крушение Мюнцера (и революционной партии 1848 г.) не имело своей причиной оппортунистическую тактику». Если верить «Литературнму Ленинграду», то Мюнцер, Бабеф, партия «Новой рейнской газеты» и вся вообще «плебейско-мюнцеровская» линия в революциях прошлого понесла заслуженное наказание за свой оппортунизм, погибла вследствие своей «трагической вины».
В этом и заключается принципиальное содержание критики Андрузского. Он стремится к реабилитации Лассаля, отождествляя его позицию с позицией Маркса. Спор между Марксом и Лассалем шел, по мнению Андрузского, только о том, какая тема («Зиккинген» ила «Мюнцер») удобнее, для выражения одной и той же мысли.
Маркс и Энгельс считали, что трагический элемент в ситуация 1848-49 гг. состоял в некотором объективном противоречии: буржуазия изменила революции, а самостоятельная организация рабочего класса была еще слишком слаба, чтобы не раствориться в общедемократическом движении и успешно подталкивать вперед революцию низов (см. «Обращение к союзу коммунистов», 1856 г.).
Ленин очень ясно видел преимуществе революции 1905 г. перед 1848 г. Это преимущество состояло в том, что в буржуазно-демократической революции в. России с самого начала существовала самостоятельная организация рабочего класса, в вообще гораздо сильнее были «пролетарские черты движения, пролетарская струя в ней» (собр. соч., Т. VIII. стр. 125 и др.). Отсюда видно, какое громадное значение имеет вопрос о зрелости пролетариата и для буржуазной революции.
«Буржуазные революции Запада — Англии, Франции, Германии, Австрии, - говорит тов. Сталин, - пошли, как известно, по другому пути. Там гегемония принадлежала не пролетариату, который не представлял и не мог представлять самостоятельную политическую силу, а либеральной буржуазии»; «… буржуазная революция развернулась в России при гораздо, более развитых условиях классовой борьбы, чем на Западе»; «…русский пролетариат уже успел превратиться к этому времени в самостоятельную политическую силу» («Об основах ленинизма», гл. V). Между тем в прежних революциях дело обстояло иначе: «Раньше обычно дело происходило таким образом, что рабочие дрались во время революции на баррикадах, они проливали кровь, они свергали старое, а власть попадала в руки буржуа, которые угнетали и эксплуатировали потом рабочих. Так было дело в Англии и во Франции. Так было дело в Германии». (Беседа с 1-й американской рабочей делегацией).
В этом и заключалась та историческая трагедия, о которой писали Маркс и Энгельс.
Понятно, почему им важно было подчеркнуть некоторое сходство между ситуацией 1525 в 1848 гг. И точно так же легко понять, почему Андрузский, для которого «плебейско-мюнцеровская» трагедия сводится не к этому объективному историческому противоречию, а к вопросу об оппортунизме вождей, начисто отрицает всякую аналогию между этими двумя революционными эпохами (хотя сам ее втихомолку проводит). «Причина политической гибели Мюнцера, о которой говорит Энгельс в своих знаменитых словах в «Крестьянской войне», - пишет Андрузский, - не имеет никакого сходства - не близкого, ни отдаленного - с причиной гибели немецкой революционной партий в 1848 г.».
Энгельс держался на этот счет другого мнения. Возвращаясь в предисловии ко 2-му изданию Крестьянской войны к эпохе ее написания, он говорит: «Параллель между германской революцией 1525 г. и революцией 1848-49 гг. слишком бросалась в глаза, чтобы я мог тогда отказаться от нее». И даже после 1848 г. эта параллель еще не окончательно утратила свое значение. Энгельс пишет в том же предисловии 1874 г.: «Но и пролетариат не вышел еще из того состояния, которое допускает параллель с 1525 годом. Класс, исключительно, и постоянно живущий на заработную плату, далеко еще не составляет большинство немецкого народа. Он также вынужден искать себе союзников. И последние могут быть найдены среди мелких буржуа, городского люмпен-пролетариата, мелких крестьян в сельскохозяйственных батраков». Редактору «Литературного Ленинграда» т. Ральцевичу следовало бы все-таки знать об этом. А самое главное - понимать, что между исторической трагедией незрелости и пошлым фарсом оппортунизма, как-никак существует известная разница.
Откуда же взял Андрузский свою «концепцию», весьма далекую от марксистско-ленинской? Она идет от Лассаля.
Расхождение между Марксом и Лассалем вовсе не было так незначительно, как хочет это представить Андрузский.
В отличие от Маркса и Энгельса, Лассаль видел в положении революции 1848 г. трагическое противоречие между революционными целями вождей и оппортунистическими методами борьбы. Это лассальянское наследство взяли Троцкий и контрабандисты контрреволюционного троцкизма в исторической науке. Троцкий видит причины падения всякой революции в том, что носители чистой субъективно-революционной идеи в решающий момент «дрейфят» перед обстоятельствами, перед объективными историческими этапами, не решаются на революционный скачок через них, а потому теряют свои революционные цели. Троцкий прямо ссылается на Лассаля в своей книжонке 1930 г. «Перманентная революция». Он говорит: «Еще Лассаль знал, что цель зависит от метода и в последнем счете им обуславливается. Он даже драму написал на эту тему («Франц фон Зиккинген»). Отсюда троцкистская легенда о том, что «революционная партия» 1848, г. погибла вследствие оппортунистических ошибок, которые сделали руководители ее коммунистического авангарда - Маркс и Энгельс. Эту клевету на Маркса, которую можно найти и у Рязанова и др., повторяет автор статьи в «Лит. Ленинграде» Андрузский. Он приписывает Марксу согласие с Лассалем в том, что трагическая коллизия «революционной партии» 1848 г. есть «противоречие между революционными цепями и оппортунистической тактикой».
Итак, оппортунизм есть трагедия? За это открытие «Литературному Ленинграду» и его редактору Ральцевичу скажут спасибо все оппортунисты. В качестве человека, претендующего на звание философа, Ральцевич должен был понимать, какая бездна идеалистической пошлости и капитулянтства перед врагами народа издавна скрывалась за этим тезисом. Кто знает весь ход развития Лассаля, легко поймет, что, говоря об оппортунизме как о трагедии, он тем самым уже как бы наперед оправдывает свои собственные делишки с Бисмарком. Недаром и в эпоху империализма к этой грязной идейке так охотно обращаются меньшевики, либералы-сменовеховцы или такие левобуржуазные вожди, как покойный Ратенау, которому принадлежит знаменитая фраза о примирении с капитализмом как неотвратимой трагической судьбой.
Согласно утверждению Андрузского, революционная партия 1848 г. погибла вследствие своего оппортунизма. Но этой революционной партией руководила «Новая рейнская газета», руководили Маркс и Энгельс. «Литературный Ленинград» без всякого стеснения печатает эти троцкистские измышления об оппортунистических ошибках Маркса в 1848—49 гг. Кто же такой Андрузский, которому т. Ральцевич предоставил слово в таком важном политическом деле, как оценка тактики Маркса в 1848—49 гг.? Это тот самый человек, который в книжке «Эстетика Плеханова» писал: «Роль Плеханова в истории развития научной эстетической мысли аналогична роли Маркса в истории развития философской мысли». Есть за Андрузским и кое-что другое. Но мы не собираемся копаться в его литературной биографии.
***
В «Литературном Ленинграде» говорят о бдительности совсем не редко и не мало. Однако подлинная большевистская бдительность там все-таки отсутствует. 1 февраля, он без всякого примечания печатает статью Гриба по поводу дискуссии о романе, а 26 февраля утверждает, что в статье имеются «грубые извращения марксистско-ленинской эстетики» Действительно, «грубые извращения» есть, но именно у самого т. Ральцевича.
«С точки зрения т. Гриба – пишет Ральцевич, - эпос является специфической формой поэзии античного строя, роман - специфическим жанром строя буржуазного и т. д. Словом, оказывается, все эти категории литературно - художественного развития имеют, силу и значение лишь в рамках конкретно-исторических условий, в которых - они порождены. Если В. Гриб хочет быть последовательным, он должен объявить войну против использования этих категорий в нашей советской художественной литературе». Такова логика т. Ралъцевича.
Буквально то же самое говорил на дискуссия о романе В. Ф. Переверзев. Одно из двух: или роман и эпос, как таковые, при всех своих изменениях суть внеисторические постоянные формы литературы, и тогда их может использовать социалистическая культура; или развитие этих форм связано с определенными эпохами, а тогда они, очевидно, раз навсегда умерли вместе с ними. Хорошую услугу оказал своими рассуждениями т. Ральцевич только что побитому в Москве охвостью переверзевщины! Это, впрочем, не так уж удивительно, если вспомнить, что еще в 1929 г. т. Ральцевич поместил в журнале «Революция и культура» статью в защиту Переверзева и его школы.
Вопрос об исторических судьбах романа слишком сложен, чтобы можно было остановиться на нем подробно в рамках этой статьи. Ясно, однако, что т. Ральцевич рассуждает совсем не в марксистском дyxe. У него система жанров - в одром кармане, история литературы - в другом. Но почему бы т. Ральцевичу не предположить, что роман будучи создан определенной исторической эпохой остается в качестве завоевания художественной литературы и в социалистической культуре. Разве специфические черты романа исчезают от того, что вместе с падением буржуазного общества устраняется односторонность этого литературного жанра? Если бы т. Ральцевич вместо своих схоластических рассуждений обратил внимание на развитие советской литературы, то он увидел бы характерное для нее сближение жанров, включение в роман больших эпически элементов, элементов непосредственной общественной героики. Тогда отпала бы необходимость приписывать т. Грибу чудовищно-нелепую мысль о ненужности романа в эпоху социалистической культуры.
Всего удивительнее то, что, став целиком на позицию Переверзева в вопросе об отношении жанров к истории литературы, Ральцевич тоже валит с больной головы на здоровую. Он пишет: «В действительности он (т. е. Гриб) именно и протаскивает переверзевщину в ее наиболее аляповатой форме, т. е. шулятиковщину».
Опять известный уже нам прием: «Держи вора!».
Да, удивительный номер газеты выпустил в свет т. Ральцевич 26 февраля 1935 г. Хорошо сказал сотрудник «Литературного Ленинграда» Андрузский: «Тут что ни слово, то беспросветная и вреднейшая путаница».
|