Мих. Лифшиц
Профессия господина Кренкшоу
Новое время. 1961 г. № 44. С. 15-18
Романист и критик Эдвард Крэнкшоу был причислен к составу английской военной миссии в Москве. С тех пор, вот уже двадцать лет, он считается экспертом по русским делам и сделал себе из этого вторую профессию. Все написанное им о нашем мире содержит большую дозу уксуса и желчи.
В качестве постоянного автора консервативной воскресной газеты «Обсервер», Крэнкшоу старается доказать, что проект новой Программы Коммунистической партии Советского Союза не представляет для англичан ничего привлекательного. Мало того. Так как проект говорит о будущем, то из этого документа можно сделать вывод об отсутствии в Советском Союзе тех или других достижений сегодня. Вот простая стратегия Крэнкшоу - каждый пункт Программы он пытается превратить в свидетельство против коммунизма.
Допустим, что речь идет о народном образовании. «В течение ближайшего десятилетия, - сказано в проекте, - осуществить обязательное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее образование для всех детей школьного возраста и образование в объеме 8 классов для той части молодежи, которая занята в народном хозяйстве и не имеет соответствующего образования; в следующем десятилетии - обеспечить для всех возможность получения полного среднего образования». Цитируя вкривь и вкось эти слова, Крэнкшоу торжествует: значит, еще нет полного среднего образования для всех, а многие думали, что Советский Союз в этом отношении давно впереди.
Нельзя отказать автору газеты «Обсервер» в известной ловкости, с которой он исполняет свои профессиональные обязанности. Но это - ловкость адвоката, защищающего проигранное дело. Те англичане, которые верят в передовую роль советской школы, не ошибаются. Им известны полеты в космос и другие достижения нашей науки, и они понимают, что эти успехи были бы невозможны без громадного подъема культуры в стране. Критические уловки Крэнкшоу слишком мелки, чтобы изменить что-либо в реальных фактах.
Что же касается сравнения с другими странами, то бросим взгляд на положение школы в Англии, управляемой консерваторами. Пример Советского Союза является уроком для самоуверенных господ типа Крэнкшоу, привыкших кичиться западной цивилизацией. По данным ЮНЕСКО, опубликованным в 1955 году, Соединенное Королевство тратит на просвещение около трех процентов национального дохода. Советский Союз - гораздо больше, по крайней мере, в три раза.
Закон 1944 года, принятый английским парламентом, обязывает родителей учить детей в течение установленного школьного возраста — от 5 до 15 лет. Таким образом, школьный возраст охватывает здесь два-три года, относящиеся у нас к дошкольному периоду. Если английские дети в массе не гениальны, то за оставшееся время они могут пройти семь-восемь классов. Это примерно соответствует нашей обязательной восьмилетке. Практически большинство детей в городах учится у нас десять и одиннадцать лет.
Чтобы сравнение было правильным, нужен верный масштаб. В Англии есть восьмилетнее образование, а много ли грамотных в Родезии и Ньясаленде? Каков уровень грамотности в тех обширных странах, которые вчера принадлежали Британской империи или еще сейчас зависят от ее душеприказчиков? Причислите эти народы к населению вашего острова и тогда будем сравнивать. Ведь, говоря о введении обязательного среднего образования в рамках ближайшего десятилетия, новая Программа Коммунистической партии имеет в виду не только жителей Москвы, Ленинграда или Одессы, но и народы Севера, Средней Азии, Кавказа, короче — все население, все народы бывшей царской империи, прошедшие после Октября громадный путь культурного развития.
В Советском Союзе всякий желающий может и в настоящее время получить полное среднее образование. Денег за это не берут. Я не хочу сказать, что в Англии нет прекрасных школ, дающих более высокое образование, чем восьмилетка. Но эти учебные заведения доступны только незначительному меньшинству. Английская система среднего образования представляет собой хаотическое нагромождение различных типов школ, что само по себе нельзя назвать демократической чертой. Большая часть детей учится в так называемых современных школах второй ступени, дающих общее образование с практическим уклоном. Чтобы открыть себе дорогу в университет, нужно попасть в так называемую грамматическую школу (Grammar School). Это, собственно, и есть настоящее среднее образование, что-то похожее на русские гимназии царского времени.
В грамматических школах учатся большей частью до 16 лет. Но счастливцев не так уж много. По данным 1952 года, в Англии и Уэльсе учеников грамматических школ было 506 342, а современных школ — 1 137 049. Если к последним прибавить большое число детей, посещающих технические и другие специальные учебные заведения, то разница получится громадная. Еще более узкую элиту представляют собой грамматические школы, независимые от местной администрации и получающие субсидию непосредственно от министерства просвещения. В них обучалось только 85 280 детей. Наконец, вершину этой иерархии образуют «публичные школы» (Public School), которые, вопреки своему названию, являются закрытыми учебными заведениями для избранной части правящего класса. Это знаменитые Уинчестер, Итон, Хэрроу и другие исторические теплицы, в которых выращивают будущих хозяев жизни.
Если родители хотят дать своим детям полное среднее образование, на их пути возникает преграда в виде государственной селекции. В возрасте одиннадцати лет ребенок подвергается испытанию умственных способностей, и только от усмотрения администрации зависит, может ли он поступить в грамматическую школу. Даже официальный справочник 1961 года, с портретом королевы, не утверждает, что эта селекция является демократической мерой. Она унизительна и допускает возможность злоупотреблений, не говоря уже об ошибках. Конфликты между родителями и администрацией бывают часто. Общество возмущено, однако существующий порядок сохраняется.
Само собой понятно, что богатые люди не знают этих ограничений. Их оболтусы могут посещать частные школы, которых в Соединенном Королевстве около 10 процентов к общему числу. Хочешь получить образование — плати. Бесплатными в Англии и Уэльсе являются только учебные заведения, подчиненные местной администрации. Те, которые субсидируются непосредственно министерством, то есть избранные грамматические школы, требуют плату за право учения (правда, есть некоторое число бесплатных мест). В Шотландии и Северной Ирландии плата взимается, хотя в некоторых школах существуют стипендии для лучших учеников, покрывающие полностью или частично стоимость обучения.
Все это показывает, как глубоко въелась в общий порядок английской жизни зависимость просвещения от кошелька или милостей, которые нужно заслужить. Система сегрегации «способных» от «неспособных», при существовании частных школ и закрытых учебных заведений, является столь грубым нарушением демократии, задевающим личность в самом раннем возрасте, что Эдвард Крэнкшоу поступил очень неосторожно, коснувшись школьного дела. Нет никакого сравнения между английским средним образованием и советской народной школой — одним из великих завоеваний Октябрьской революции.
В Англии есть Итон и Хэрроу, есть много хороших учебных заведений более реального или более академического типа. Однако большинству детей полное среднее образование недоступно и бесплатного обучения для всех не существует. Что касается английских колоний, то здесь коренное население обречено на невежество. Отсюда видно, что Крэнкшоу хочет легко отделаться от «коммунистического вызова» в области народного просвещения. Издателям газеты «Обсервер» нужно привыкнуть к мысли, что многие народы и многие слои общества будут искать на путях коммунизма то, что им не досталось в старом мире, где чемпионом была Великобритания. Вы, господа, неплохо устроились за счет остальных - так будьте готовы к худшему. Люди станут делать то, что вам не нравится, и будут связывать среднее образование и высшее образование и другие блага жизни с коммунистической программой.
Буржуазные журналисты смеялись над бесплатной тарелкой супа через двадцать лет. Итальянская газета «Паэзе сера» ответила им с полным основанием: «Говорите, если хотите, что на Западе это - нормальное явление. Отпускайте всякие шуточки по этому поводу, но пусть об этом узнают те два миллиарда людей, для которых обеспечить себе питание - это каждодневная тяжкая забота, и вы увидите, каков будет результат».
Крэнкшоу может сказать, что это относится только к «поздно пришедшим», tarde venientibus, a в сердце англичанина, под тяжестью традиционного, хотя и потрепанного, благополучия коммунистическая программа не вызовет никаких эмоций. Действительно ли это так? В начале XVIII века один замечательный писатель сравнил Британию с большим и богатым ульем, полным жужжащих пчел. Все у них было, как у людей:
Some with vast Stocks, and littlePains,
Jump'd into Business of great Gains;
And some were damn'd to Sythes and Spades,
And all those hard laborious Trades;
Where willing Wretches daily sweat
And wear out Strength and Limbs to eat.
(Одни, благодаря своим большим капиталам, при малых трудах, пускались в дела, приносящие хорошую прибыль; другие были осуждены на то, чтобы работать косой или лопатой и заниматься теми тяжелыми и трудными профессиями, которые требуют от добровольных мучеников, потеющих день-деньской, постоянного расточения сил и разрушения собственного тела, чтобы заработать себе на жизнь)
Если Крэнкшоу может доказать, что со времен «Басни о пчелах» Мандевиля эта картина существенно изменилась, то есть что капитал больше не приносит лёгких доходов, а чужой труд не является его источником, то он прав, и любая коммунистическая программа не произведет никакого, впечатления на англичан. Но пока это не доказано, его скептическая улыбка преждевременна.
Мне как-то пришлось читать в одном специальном западногерманском журнале статью о Франции. Осведомленный автор рассказывал, что в этой стране существуют сильные и хорошо снабженные средствами организации, занятые психологической войной против коммунистов. Они следят за каждым шагом противника, преследуют его плакатами и статьями, ловят на каждом промахе и пользуются каждым затруднением однако все это ни к чему. Значительная часть населения Франции идет за коммунистами. Отсюда автор делает законный вывод — должно быть, в рамках современной французской жизни есть вакуум для такой партии, и этот факт нельзя отменить приказом или пропагандой. То, что западногерманский журнал называет модным словом «вакуум», мы, марксисты, считаем действием классовых интересов — их нельзя надолго обмануть или обойти. Поэтому вакуум существует и в Англии.
У англичан не было 1789 года, не было 1830 года, не было 1848 года, не было Коммуны. Они не имели деятелей пролетарской демократии такого масштаба, как Лафарг или Жорес. Но у них были чартисты и Вильям Моррис, у них были такие выдающиеся борцы, как Гарри Поллит и Ральф Фокс. У них и сейчас есть ряд общественных деятелей-коммунистов, делающих честь английской нации и литературе. Разумеется, в Англии особые условия, и здесь измерить «вакуум» фактическим влиянием коммунистов нельзя. Однако существуют и другие измерения.
Чем оправдывает свою политику правящая в Англии консервативная партия? Если оставить в стороне различные посулы и обещания более частного или, наоборот, слишком общего характера (как, например, «полная занятость»), то останется старая политическая мораль: «Не трогай того, что есть, — будет хуже». Эта формула не открывает больших перспектив, но она действует, следовательно, имеет убеждающую силу. Для богатого слоя это позиция евангельского верблюда, не желающего лезть в игольное ушко ради царствия небесного. Для остальных избирателей, идущих за консерваторами, это просто боязнь завтрашнего дня, желание покрепче схватить сегодняшнюю миску с супом или, выражаясь более символически, чтобы знатоки не обвинили нас в искажении английской жизни, - с чечевичной похлебкой. Консервативные настроения в массах, поскольку они существуют, питаются недоверием к будущему. Таким образом, даже консервативная партия управляет, пользуясь тем, что в Англии существует упомянутый «вакуум».
Другая партия — лейбористы — изменила в пятидесятых годах свою программу. На первый план выдвигается теперь не полная миска, а человеческое достоинство, личная свобода, равные возможности, справедливость, товарищеское сотрудничество. Говорят, что миска уже в руках, не хватает другого. Литература, возникшая в связи с обоснованием современных взглядов лейбористской партии, «новой концепции социализма», поясняет, что в груди современного человека кипят иррациональные инстинкты, и нужно дать им выход, приоткрыв соответствующий клапан. Человек не хочет быть пешкой, которой всегда командуют. Дайте ему перспективу свободной деятельности, творческого труда, человеческих отношений на производстве, промышленной демократии! Так как лейбористы не предлагают при этом глубоко идущих изменений в самом общественном строе, создающем атмосферу подавленности и скуки, то возникает впечатление, что речь идет об отдушине, предупреждающей опасность взрыва.
Не хватает только римского «хлеба и зрелищ».
Перспективная философия лейбористов, в отличие от консервативной, дополняет обычный набор посулов и обещаний изрядной порцией морального идеализма. Но дело обстоит не так просто. Если партия, имеющая во главе тертых политиков типа Гэйтскелла, настраивает свой камертон на возвышенный лад, значит, за этим скрывается что-то более реальное. Недаром изменение программы лейбористов послужило сигналом для социал-реформистских партий на континенте. Все они вместо былой склонности к мелким экономическим завоеваниям проявляют теперь удивительный интерес к так называемым идеальным ценностям.
Можно сказать, что это пустые слова, и действительно пустые слова. Достаточно вспомнить, что авторы программной брошюры «К равенству», правые лидеры лейбористов, отказались принять демократическое, требование о ликвидации закрытых «публичных школ». Можно заметить также, что моральные речи правых лейбористов отравлены ядом вражды к коммунизму. Верно и то, что Гэйтскелл и окружающая его группа пользуются этим набором слов для прикрытия своего отказа от классовой точки зрения, для апелляции к народу вообще. Однако все это еще не может объяснить, почему большая политическая партия бросает на чашу весов пустые слова в надежде, что они потянут.
Причиной является «вакуум» - он существует. В старые времена классическая буржуазная мысль стремилась разделить два мира — царство экономической необходимости и царство моральной свободы. Современный капитализм всем своим стихийным развитием подводит к устранению этой противоположности. Но он устраняет ее чисто отрицательным образом. Одна и та же сила, вознесенная над толпой клиентов и рабов, скупо отмеряет каждому его материальное благополучие и толкает его в безобразный конвейер жизни. Утрата моральной самостоятельности даже в той иллюзорной форме, которую допускает буржуазное общество, особенно остро чувствуется благодаря превращению мира духовных потребностей в одну из провинций капитала. Личная жизнь подчинилась однообразному стандарту мыслей и чувств, допускающему отклонения только в сторону чудачества, модернизма или анархической распущенности, что, в свою очередь, улавливается, превращаясь в моду, чтобы служить новым источником прибыли. Весь этот процесс воспитания саламандры Чапека описан в сотнях книг и статей. Человек уже не живет, говорит один немецкий социолог, скорее — его живут.
И это не простой остаток старых стеснений или консервативная власть мещанства, которая заставила Дж. Ст. Милля в XIX веке сказать, что Англии угрожает опасность превратиться в старый Китай — Китай мандаринов и церемоний. Речь идет о современном стеснении, которое связано с капитализмом, основанным на монополиях, следовательно, на омертвлении всех кровеносных сосудов общества, на отрицании самодеятельности для подавляющего большинства людей. В рабочей одежде или в белых воротничках они стерты в порошок мельницей крупного капитала.
Вот один из громадных источников недовольства жизнью даже в более сытые годы. И вот почему моральная фразеология лейбористов — не простая дань празднословию, а попытка ответить на растущую потребность в свободе и самодеятельности. Попытка , эта является суррогатом, достаточно реакционным, но она позволяет измерить глубину потребности. Не пускаясь в исторические аналогии, можно сказать, что такие положения бывали и раньше. Чем больше давление реальной обстановки, чем более душно и тесно становится жить, тем заметнее моральный фактор превращается в материальную силу. Этого не может отстранить от себя ни одна политическая партия.
Таким образом, рассматривая вопрос с любой из его сторон — с точки зрения тарелки супа или с точки зрения человеческого достоинства, — нужно признать, что в Англии есть «вакуум», способный впитывать идеи, изложенные в проекте новой Программы Коммунистической партии Советского Союза. Если бы мы имели дело с одним из тех блестящих писателей, которыми славится английская литература, — от Бернарда де Мандевиля до Бернарда Шоу, — то мы, вероятно, нашли бы у них подтверждение этих идей. Но писатель Крэнкшоу — далеко не Шоу.
Ï
|