Мих. Лифшиц

[Предисловие к сборнику "История философии и вопросы культуры"]

История философии и вопросы культуры М.:"Наука" 1975.


Слово "культура" - одно из самых известных в словаре современного человечества. Оно одинаково звучит на всех европейских языках, и его можно услышать в самых различных применениях из уст людей, принадлежащих к разным уровням образования, разным классам и партиям. Но при всей этой кажущейся общности значение слова "культура" часто меняется в зависимости от реальных обстоятельств. В современном Китае культурной революцией" называют уравнительный коммунизм, сопровождаемый грубым отказом от высших достижении культуры. Напротив, лозунг "защиты культуры" часто служил оправданием империалистической политики буржуазных государств в колониях. Другими словами, одно и то же слово имеет различное общественное содержание.

Эта, как принято говорить, многозначность слова "культура" не может быть устранена при помощи каких-нибудь точных определений в духе логического позитивизма. Она существует потому, что само понятие культуры богато конкретным содержанием, имеет за собой сложную и противоречивую историю, сообщающую ему разнообразные оттенки. Каждая из сторон этого содержания может быть вырвана из конкретного целого, чтобы превратиться в одностороннюю формулу, а нередко и просто фразу. В таких односторонних или эклектических версиях слово "культура" повес не так безобидно, как это кажется на первый взгляд, и может служить удобным средством выражения для реакционных интересов и тенденций.

Достаточно вспомнить ту общественную роль, которую сыграл после первой мировой воины так называемый "культурпессимизм" О. Шненглера с его "Закатом Европы", а после второй мировой войны - теории Л. Тойнби, согласно которой любая культура осуждена на упадок, если творческое, меньшинство возвращается из своей изоляции к окружающей его массе, чтобы превратить создания своего оригинального творчества в предмет механического подражания, "мимезиса" (Withdrawal-and-Return). Такой взгляд, характерный для эпохи империализма, совершенно противоположен старой демократической традиции, которая видела причину упадка культур в утрате народной почвы.

В известном обзорном сочинении Кребера и Клакхона (1952г.) приведено сто шестьдесят восемь определений понятия культуpы, возникших со времен Тейлора. Разумеется, это пестрое разнообразие поддается некоторому сокращению подобных членов. При громадном росте литературы, посвященной определению культурных признаков человеческого общества, не говоря о работах по истории вопроса и по самой истории культуры, вся эта масса нуждается в статистической обработке. По оснований дли растерянности пет. В конце концов каждый голос этого хора, в соответствии с той тенденцией, которая вытекает из научной и общественной позиции ученого, выделяет ту или другую сторону всей полноты содержания, заложенного в развивающемся понятии культуры, и нередко даже повторяет в новом сочетании то, что давно уже содержалось в более самобытных теориях. Выработка подлинно научного понятия культуры, отвечающего всей полноте его содержания - а это возможно только в свете мировоззрения Маркса и Ленина,- является одной из больших теоретических задач нашей философской науки. К сожалению, в этой области сделано еще очень мало.

Прежде всего стоит напомнить известную мысль Фридриха Энгельса, что для развития шпион теоретической способности но существует пока другою средства, кроме изучения истории мышлении. Эта история соприкасается с областью философских проблем культуры в трех главных пунктах. Во-первых, современная теория культуры сама имеет свою историческую подготовку в мышлении прежних эпох. Слово "культура" еще не получило нрава гражданства (в качестве метафоры оно известно со времен Цицерона, но как самостоятельное существительное вошло в употребление только два века назад), а вокруг его содержания уже велись непримиримые споры. Термин "философия культуры" обязан своим происхождением немецкой романтической школе начала прошлого века. По сама философия культуры существовала уже во времена первой софистики, а может быть, и раньше. История философских проблем культуры - важная страница истории философии вообще. На этой странице можно прочесть имена таких мыслителей, как Платон, Дидро, Кант.

Во-вторых, философия сама представляет собой явление культуры определенного времени. Многие сходные черты связывают ее с искусством и литературой, политикой и нравственной жизнью эпохи. С этой точки зрения, вполне возможны и уже существуют многочисленные исследования, рассматривающие самый процесс мышления данного времени как движение умов, имеющее определенную историческую структуру, отражающую объективные реальности материальной человеческой практики и общественной борьбы своего времени. В качестве наиболее ясного примера можно сослаться на анализ культуры эпохи Просвещения, невозможный, конечно, без исследования характерных форм мышлении, присущих "веку философов". Само собой разумеется, что такой анализ не должен переходить в исторический релятивизм современной западной "социологии знания", ибо каждая историческая ступень философского мышления при всем ее своеобразии является необходимой ступенью раскрытия объективной истины, лежащей в основе философского мышления в целом.

В-третьих, философия культуры определенной эпохи не всегда выражается в чисто философском мышлении. С формальной точки зрения, эстетические доктрины или религиозные учения не входят в область философии. Но уже примеры Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера ломают эти границы. Относятся ли к области философии культуры элегии Солона, излагавшего свои мысли в стихах? Можно ли исключить из этой области взгляды римских политиков времен упадка республики, идеи Кальвина и Томаса Мюнцера, моление Даниила Заточника и указы Петра? Современная мировая наука сделала немало для того, чтобы приблизить друг к другу философское мышление и мышление "обыденное", умозрительные системы и умственное содержание, заложенное, так сказать, объективно в разнообразной общественной практике людей. С точки зрения марксизма, мы можем только радоваться этому процессу. Как в естествознании, так и в истории очень важные обобщения возникают именно на "стыках" различных областей единого научного знания.

Коллективный труд, предлагаемый вниманию читателя, содержит работы, отвечающие трем указанным выше аспектам полезного сближения истории философии и философии культуры. Хронологически книга охватывает период от классической древности до эпохи Просвещения. Исследования и статьи, включенные В этот том, не являются главами какого-нибудь систематического изложения предмета. Напротив, как это совершенно естественно в данном случае и вытекает из самой постановки вопроса, связь их носит более отдаленный характер. Это - всего лишь отдельные картины общего процесса и притом взятые с разных сторон. Надеемся, однако, что наш труд привлечет интерес к философским исследованиям рассматриваемых здесь областей истории мышления.


На главную Мих.Лифшиц Тексты