Мих.
Лифшиц
Из архивной папки № 7: План философии
Поймите себя и свой мир как внутреннюю сторону
| |
Более или менее ясная схема. На известной ступени развития материя дает начало сознанию. Это – общая истина. Что такое сознание? Его можно определить как внутреннюю сторону материального, т. е. наблюдаемого сознанием извне мира. Сознание (как пассивный продукт) приобретает активность и адекватность. Становится сознательным сознанием или (было бы уместно взять готовую терминологию) самосознанием, когда его материальный носитель «примыкает» к более широкому комплексу или ситуации чем та, которой сознание обязано своим первым происхождением. Термин «самосознание» должен быть понят как самосознание объективного мира, как адекватный и активный атрибут его. В результате такого «примыкания» сознание уже перестает быть простым эпифеноменом. Оно создает явление, которое не принадлежит только субъекту. Так имагинативное сознание мира порождает тот мир красок и звуков, и то жезнесознание, с другой стороны, которым обладает личность, самосознание в более тесном смысле слова. Таким образом жизнь, по существу бесконечная в одном конечном сосуде, может сыграть свою песенку. Но так рождается весь облик мира и так обнаруживается и все строение его – все категории: качество, количество, мера со всеми элементами идеальности и смысла. Все это объективно? Да, но эта объективность нуждается в субъекте для окончательной идеализации. Сюда относится и мир науки. Он относится к развитию качественной стороны (категории) реальности. И здесь мы яснее всего видим не чистую субъективность мира явлений. Отвлекая идеальную сторону реальности под углом зрения количества, наука создает новые, не имеющие аналогии в природе типы вещества, она создает всю технику, которая хотя и представляет собой в одностороннем виде угрозу имагинативному миру, чувственно воспринимаемому нами, но как раз лучше всего доказывает реальность внутренней стороны, второго атрибута материи. Мир смысла, даже механического, «тождества» Мейерсона, «форма» Шопенгаруэра и Зиммеля, Ницше. Тем более – смысла исторического, реального самосознания, точнее самоосмысливания материи, Sinngebung1, Selbstbestimmung2. Таким образом, возникнув однажды, сознание является поворотным пунктом идеальности мира, оно отбрасывает свой рефлекс на все предшествующее как результат, переходящий в начало. Мир существовал и до человека, но мир преобразуется и в связи с этим переосмысливается человеком при условии, что это revelatio3 его собственного смысла. Если круг Гегеля понять более конкретно, под углом зрения более ясного distinguo4 двух видов тождества результата и начала – это будет, кажется, наиболее доступная мысли истина, та истина, которая не убивает эту прекрасную картину природы, которую я вижу, и то живое самочувствие, которое во мне есть. Два атрибута, две стороны. Мир имеет внешнюю, наблюдаемую, объективную сторону и внутреннюю, субъективную, имеющую смысл, наблюдающую, чувствуемую чувством, мыслящую мысль, идеальную. Конечно, она сосредоточена в человеке и является вторичной, но – либо это простой и слепой продукт реальности, либо это внутренняя сторона ее самой, обнаруживающая себя, когда сознание примыкает к ней сверх того, что оно представляет собой как простой продукт. В этом Tagesansicht5, в этом жизнь, поэзия, краски, качество и другие категории осмысленного мира. Словом, это второй атрибут материи. После того, как существуют искусственные предметы от каменного рубила до монокристалла какого-нибудь сверхчистого металла, невозможно сомневаться в том, что идеальное не есть просто блажь человека, а есть реальная сторона действительности, а человек только возникающий на известной ступени ее развития катализатор внутренней стороны мира. Вот коперниковский переворот 6. Поймите себя и свой мир как внутреннюю сторону наблюдаемого вами извне объективного мира.. |
|