Переписка участников "Института Лифшица" в период подготовки своей экспозиции для фестиваля "АртКлязьма - 2003"

С 29 августа по 7 сентября 2003 года, в рамках фестиваля современного искусства "АртКлязьма" был представлен проект "Мих. Лифшиц", посвященный памяти советского философа, создателя марксистско-ленинской эстетики, непримиримого критика модернизма Михаила Александровича Лифшица. 20 сентября 2003 года исполнилось 20 лет со дня его смерти.
Проект был создан "Институтом Лифшица". "Институт" возник в начале 1990-х годов, как объединение людей, занимающихся практикой чтения и устного комментирования текстов Мих. Лифшица. Экспозиция на Клязьме является опытом выхода "Института Лифшица" к более широкой аудитории.
Работе предшествовали многочисленные встречи, дискуссии и переписка, фрагменты которой предоставлены вашему вниманию.

Бохоров.
Sent: Thursday, June 05, 2003 3:40 PM

Дима, привет!
Дела ничего. Куча работы как всегда.
Два спасения: итальянское искусство и умные книжки.
Нашел здесь несколько отличных Мантенья, абсолютно классный портрет Мартина Лютера кисти Кранаха, очень интересное миланское барокко и т.п.
Из книжных деликатесов упивался тут до посинения лифшицеской "Эстетикой Гегеля и современностью", 1982 года. Ну и, конечно, самим Георгом Фридрихом. Помнишь: Тщеславие образованности. - "Содержание речей духа о себе самом и по поводу себя есть, таким образом, извращение всех понятий и реальностей, всеобщий обман самого себя и других; и бесстыдство, с каким высказывается этот обман, именно поэтому есть величайшая истина. Эти речи - сумасшествие музыканта ... ("Философия Духа", в конце "Образованность и ее царство действительности")
А ты как?
Счастливо, Костя.

Сальников.
Sent: Thursday, June 05, 2003 11:18 PM

Привет Дима! Не могу сказать, что меня сильно волнует Клязминский фестиваль, однако, меня увлекает придумывание другого искусства - не номиналистского. Тут может пригодиться сталинский опыт по конструированию социалистического реализма - шире социалистического искусства. В грамшистской перспективе соц. искусство - это искусство золотого века. На него можно ориентироваться. Я думаю, критика существующего порядка - дело не слишком плодотворное: его и без нас все критикуют, а толку. Критика хороша лишь на фоне положительной перспективы, вне ее она - брюзжание.
Вова.

Люба.
Sent: Friday, June 06, 2003 10:52 AM

Здравствуйте Дмитрий!
Думаю в память о Михаиле Александровиче Лифшице нужно организовать что-то мощное, яркое, феерическое, короче, пуститься во все тяжкие и устроить пир живописи. Мне кажется, в данном случае не нужно опускаться до мелочного умничания, а нужно включить в произведения общественные интересы. Меня лично привлекает индустриальная тема. Сейчас почти нет произведений, посвященных нашему современнику - рабочему. Теперь другие герои. По-моему это несправедливо. Можно было бы попытаться хоть как-то восстановить справедливость и обыграть эту тему. Осторожно вкрапляя элементы современности, сделать мощную, вкусную, реалистическую живопись. Лифшицу бы это понравилось.
С уважением.
Люба.

Тася.
Sent: Sunday, June 08, 2003 9:13 AM

Здравствуйте, Дима!
Пока не забыла, сообщаю, что я уезжаю 26 июня в Ферапонтово
на 10 дней, а в июле, скорее всего, буду в Москве, так что надеюсь принимать участие в обсуждении и дальше.
Что касается тематики - я подумала, что если все-таки делать праздник живописи, то и настрой этой живописи должен быть радостный. Насколько я знаю, место на Клязьме называется Бухта Радости, может быть, как-то включить в проект тему человеческой
радости?
Успехов!
Тася.

Бохоров.
Sent: Monday, June 09, 2003 8:36 PM

Дима, чего обсуждать Клязьму!
Когда Клязьма называлась Бухтой Радости, хоть какой-то смысл мерцал. А сейчас что? Очередная буржуазная профанация.
А вообще, мне кажется, там все настроены просто классно оттянуться, выйти на русское раздолье после западных условностей. По-моему, Арт Клязьма - Вальпургиева ночь два, и кто круче оттянется - тот и будет королем современного искусства.
Костя.

Гутов.
Sent: Monday, June 09, 2003 11:49 PM

Дорогие друзья,
Пока идет накопление материала для размышлений, я тоже хочу внести свою лепту и рассылаю мой текст о терроризме, выделив жирным шрифтом абзацы, где коротко излагаю свое понимание отрицательного отношения марксизма к авангарду.
Всех, кто не против, целую.
Гутов.

Виленский.
Sent: Thursday, June 12, 2003 11:55 PM

Привет Дима и все, все, все!
Я честно признаюсь, что я не совсем владею темой. Но мне очень важно, возможно ли сегодня выстраивание альтернативы пост-капиталистической, нео либералистской системе. Если Лифшиц это повод, ключевое слово от которого можно отталкиваться в этом направлении - то я всецело за. А то, я лично уже просто устал от тотального отчуждения в котором мы все пребываем.
Ваш
Дмитрий Виленский.
PS. Прочитал текст Гутова - очень вставил.

Тася.
Sent: Friday, June 13, 2003 1:40 AM

Здравствуйте, Дима!
Спасибо за письма.
Сложновато мне пока сориентироваться во всём безобразии, которое творится на художественной сцене, поэтому у меня в голове больше сомнений, чем убеждений.
Убеждение только одно - раз уж я занимаюсь таким увлекательным занятием, как живопись, то нужно идти по этому пути и дальше, тем более что никуда свернуть не получается - всем остальным заниматься просто скучно.
То, что происходит на Клязьме, действительно - оттяг на природе. При чем там живопись - непонятно. Лифшиц - тоже. Можно, конечно, придумать чудовищных размеров проект и подавить все остальное массой. Можно выступить в брюзжащей (по определению В.Сальникова) манере надписи "Минздрав предупреждает..." - вроде всем весело, но затесались-таки какие-то зануды и на этом празднике жизни.
Мне нравится идея создания (или Воссоздания) позитивного искусства, но, как вы сами верно нас предупреждали, в любой момент могут придти радикалы и побить, послать, сломать, закидать говном и так далее, и это произведёт большее впечатление на публику. Вот здесь и скрыта главная, на мой взгляд, проблема: публика развращена донельзя, публика требует шока, публика воспринимает только импульсы, посылаемые на самом примитивном уровне.
Об этом говорил Лифшиц, он предупреждал, он обличал этот процесс развращения публики подменой искусства скандалом. Поэтому уж если браться за реконструкцию или создание искусства прекрасного, то это труд, потребующий многих лет упорной работы, причем начинать надо с образования, чтобы воспитать подготовленного зрителя, который смог бы оценить новую живопись. Вот задачка - искусственно созданный идеальный зритель, для созданной специально для него идеальной живописи. Это уже на какую-то секту похоже.
Такие вот мои первые мысли, запутанно и длинно получилось,
но в процессе обсуждения, я думаю, должно что-то проясниться.
Почему я не говорю о Лифшице, а говорю о живописи - потому что та живопись, о которой говорит он, насколько я понимаю, соответствует той живописи, к которой стремлюсь и я. И пока я не знаток в трудах Михаила Александровича мне проще говорить о живописи - единственном, в чем я уверена в этой жизни.
Пока всё, пойду рисовать.
Тася.

Сальников.
Sent: Friday, June 13, 2003 11:27 PM

Привет всем!
Мне нравится идея Любы насчет рабочего. Насчет сомнений Таси, то они, на мой взгляд, не напрасны. Масло на холсте к пеньку не прислонишь. Насчет успешности акции, то меня она не волнует, да хоть бы и провал! Но это я такой пофигист, от молодых людей требование невозмутимости - чрезмерно. Тут важна организация, возможно, всех лифшицистов надо расположить в одном пространстве. И еще одна мысль: мы не успеха, спасиба от зрителя и критиков должны ждать, мы ему насильно наши картины и инсталляции должны в рот засовывать. Мы же при капитализме живем.
Целую!
В.Сальников.

Люба.
Sent: Sunday, June 15, 2003 5:32 PM

Здравствуйте Дмитрий!
С большим интересом читаю, присланные Вами письма!
Спасибо всем за труды!
Если честно, я имею смутное представление о состоянии дел в "современном искусстве" и арт мире. Говорят, живопись сейчас в моде? Тоталитарные государства всегда заботятся о художнике, конечно своеобразно и не бескорыстно, однако художник ощущает свою нужность. При таких режимах искусство процветает. Я общалась с нашими художниками монументалистами. Все они с нежностью вспоминают советские времена, тогда работы было море. Сейчас работу дает лишь церковь, но это не для всех. Некогда престижная профессия монументалиста в наши дни постепенно умирает. Кругом всем заправляет загадочный дизайнер.
Единственно с чем я не согласна с Таисией, что нужно воспитывать зрителя. Не наше это дело. Права Таисия, говоря о современных мотивах. Искусство обязательно должно иметь связь с жизнью, современностью, быть насыщенным важнейшими проблемами нашего времени. Традицией русского и советского искусства всегда было создание образа современника. Однако важно не только то, что хотел сказать художник, но и то, как сумел он это сказать, какая мера мастерства присуща его творению. У меня есть идея сделать серию холстов в жанре индустриального пейзажа, на которых изобразить крупные стройки нашего времени, тяжёлый труд рабочего-строителя (гастарбайтера). Живопись должна быть реалистическая, максимально приближенная к натуре, поэтому объекты будут в основном московские. Надеюсь на объективную критику.
С уважением. Люба.

Бохоров.
Sent: Wednesday, June 18, 2003 3:36 PM

Дима!
Я очень люблю у Лифшица его маленькие замечания, как, например, в "Эстетике Гегеля и современности": "Известно еще со времен Аристотеля, что можно прекрасно изобразить самый низкий и совсем некрасивый предмет. Примерно в одно и то же время с появлением "Молль Флендерс" этот вид прекрасного был назван Хатчесоном "относительной красотой" в отличие от абсолютной красоты самого предмета (если она есть). Чем больше дефицит прекрасного в жизни, тем больше задача, стоящая перед искусством художника". Так вот я очень сомневаюсь, что у Клязьмы есть хоть какая-то красота. "Это слово само по себе есть бессмысленный звук, одно лишь имя".
Костя.

Тася.
Sent: Wednesday, June 18, 2003 9:36 PM
Здравствуйте, Дима!
То, что обсуждаются очень важные, ключевые проблемы в искусстве, пробудило во мне почти заснувшую надежду на использование своего умения рисовать на что-то большее, нежели простое зарабатывание денег, ведь для этого необязательно было становиться живописцем.
Возвращаюсь к Клязьме.
Насчет современных мотивов в живописи - мне кажется это более верный путь к возрождению живописи, нежели создание утопии. Я, как человек, выросший на окраине Москвы, не понимаю скепсиса тех, кто живет в центре, по поводу уродливости пейзажей окраин столицы. По-моему, эти коробки, стоящие в зелени, или зимой, с людьми на балконах, в окнах, на улицах, ничем не хуже сюжетов картин Брейгеля. Уже год я, не торопясь, когда появляется свободное время, пишу триптих, посвящённый уборке мусора. Он состоит из интерьеров моей квартиры и школы, и ни то ни другое, понятно, не отличается "абсолютной" красотой, но по игре света, фактурам и цвету не уступает Вермееру ни в коей мере. И я занимаюсь выявлением "относительной" красоты, о которой было сказано в одном из присланных вами текстов.
Вот первые мысли, которые возникли по прочтении того, о чем пишете вы и ваши коллеги. Прошу не судить строго. Жду дальнейшего продолжения дискуссии,
Удачи!
Тася.

Бохоров.
Sent: Friday, June 20, 2003 1:40 AM

Дима, чтобы тебе не показалось, что я склонен к мессианской патетике, посылаю тебе мой маленький омархаямовский омаж:

ВАЛЬПОЛИЧЕЛЛА - ЭТО НЕ СМЕШНО
КОГДА ЗАКОНЧИЛИСЬ И КЪЯНТИ И НОВЕЛЛА
Я ЗНАЮ, ЧТО ГЛОТОК ВАЛЬПОЛИЧЕЛЛА
ЛЕГЧЕ ЧЕМ КАМЕНЬ
ТЯНУЩИЙ НА ДНО

Костя.

Виленский.
Sent: Friday, June 20, 2003 3:25 AM

Привет Дима и все!
У меня просьба человека, к сожалению находящегося в стороне от живых дискуссий (из Питера много не наездишься), все-таки получить некую теоретическую платформу проекта. Мне казалось, что проект имеет более глобальную задачу, чем иллюстрирование догматов марксистского искусствознания (что само по себе интересно).
Мне кажется, что нам стоит сделать совместное высказывание, прежде всего, анализирующего возможности, как идеологические, так и пластические, для создания нового социалистического искусства. Таким образом, нам стоит поставить вопрос о новом герое этого искусства, его передовых общественных функциях и эстетике его отображения.
Каким-то парадоксальным образом нам стоит вернуться к дискуссиям начала 30-ых годов, приведшим к созданию концепции социалистического реализма, но переосмыслить её с позиции радикальной прямой демократии, которая возможна к реализации в условиях глобализации снизу. То есть создания сети ячеек инакомыслия.
Ваш.
Дмитрий Виленский
P.S. Я буду на обратном пути из Нижнего в Москве 2-го числа.
Может быть, все вместе съездим на пикник в эту самую Клязьму - я там никогда не был.

Челушкин.
Sent: Friday, June 20, 2003 11:40 PM

Привет, Димыч, наконец, добрался до компьютера. Спасибо за тексты. Вот мои предложения по поводу прочитанного:
В 70-е 80-е годы во всех местах страны, особенно провинциальных, самым неизбежным, а потому и доступным искусством являлось уличная агитка. Профессия называлась художник-оформитель. Ни имени, ни фамилии, просто художник-оформитель и всё. От искусства этих секретных мастеров было не отмахаться. В моём городке оно представляло собой огромные сварные конструкции из труб и щитов, наспех покрашенных в яростно красный цвет, внутрь всего этого вставлялись собственно произведения. Шикарные вещи , как я теперь понимаю, простые и ясные, ну и, разумеется, актуальные на ближайший квартал (что важно) . Агитка , она же информация, она же мифотворчество - единственные яркие и радостные пятна на фоне полуразвалившегося города. Теперь это полностью вытеснено рекламой, вроде бы, но это не так, поскольку ДИЗАЙНЕРЫ!!! думают, как вписать свои творения в городское пространство, и без специально уделённого внимания они легко остаются незамеченными. Кроме того - на кого они работают? - на магазин, на деньги. Мелко и смешно. Не таков художник-оформитель. Его искусство нагло вламывается в пространство, радостно озаряя его своими простыми и здоровыми откровениями, а как же иначе, ведь он-то работает на идеологию, она - буквально его заказчик.
Мой проект отсылает к этому подходу. Как и на кого искусство работает в пространстве (не являясь "прикладным") и в социуме?
- Ну, вот так-то точно работает, ну и конечно для народа. Создаётся группа художников - оформителей. Оформителей чего? - Да всего на что укажут. Оформители воды, оформители леса, оформители пляжа, то есть в форму некую идейную (разумеется) всё это дело облекают. Трубо-щитовых конструкций наварить, грубо, по всей бухте. В самых козырных местах их установить - (некоторые это ОБЪЕКТАМИ бы назвали) но нам это ни к чему. Ну и главное - собственно работы. Мой профессор в институте сказал как-то, что плакат - это картина для дураков: увидел - понял - запомнил - ушёл. Вот принцип. Важно, что при таком подходе личному нет места. И вот теперь надо сесть, подумать и сделать такую" выжимку" из Лифшица. И взяв за основу эти, может быть даже заново сформулированные принципы оформить, наконец, воду, поле, небо, лес ...
Художественные средства: а самые элементарные - нитро краска, флейц, валик, трафареты для текстов ... всё.
Внятные проговорённые вещи поданные широко, нагло, размашисто.
О стиле, манере беспокоиться при таких инструментах не приходится, ну и, конечно, ни имен, ни фамилий.
Обнимаю
Чёлушкин К.

Сальников.
Sent: Monday, June 23, 2003 2:48 PM

Владимир Сальников приветствует всех!
Я понимаю, чем занимается Дима Виленский и сочувствую ему, в том числе и его пафосу обличения капитализма в его преступлениях. Однако это совсем не такое простое дело, как кажется. В наше время капитализм только ленивый не критикует. Его ругают даже те из моих знакомых, кто совсем недавно с нетерпением ждал гуманитарных натовских бомбардировок Москвы. Вот почему, я считаю: обычная критика капитализма малоэффективна.
Целую всех!
В.Сальников

Люба.
Sent: Wednesday, June 25, 2003 2:22 PM

Здравствуйте Дмитрий!
Если я правильно поняла, то мои предложения насчёт индустриального пейзажа и рабочего приняты. Я согласна с вами: сделать нужно хорошо (а как иначе) и никаких стилизаций, ретро - только наша современность. В присланном Вами любезно тексте М. А. Лифшица о модернизме, он пишет: "Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей..." Для меня это важное предостережение. Хорошие подрамники, холст - всё будет. Только Иогансона обещать не могу. Иогансон - это круто! Времени мало. "На старом уральском заводе" Иогансон писал с 1935 - 1937г.г. Художник долго не мог найти сюжет, соответствующий замыслу картины. Известен случай, в очередной поездке в Свердловск, знакомясь со зданиями старых заводов, Иогансон совершенно неожиданно увидал один мрачный кирпичный сарай. Это был литейный цех старых времён. Этот каменный сарай и возбудил творческую фантазию Иогансона. Думаю, два месяца мне едва хватит на поиски своего "сарая". Поэтому я как можно скоре хочу приступить к работе. Хватит обсуждать, уже нужно делать. Живопись - дело капризное и трудоёмкое. В июле я собираюсь на пленер в деревню. Пробуду там дней 30. Есть у меня возможность поработать на родине первых советов, в городе Иванове. Когда-то это был центр текстильной промышленности. Может сделать индустриальный пейзаж с ткацкими фабриками, а вместо рабочего осветить образ современной ткачихи? Очень бы хотелось встретиться со всеми участниками. Буду в Москве до 5 июля.
С уважением.
Люба.

Бохоров.
Sent: Wednesday, June 25, 2003 10:29 PM

Дима, я хочу сделать проект:
ВИЖУ ПРОХОДЯЩИХ ЛЮДЕЙ, КАК ДЕРЕВЬЯ
Это серия компьютерных фотографий (см. для примера) голых деревьев в здешнем миланском парке с цитатами или названиями из разных древних (преимущественно из "Феноменологии духа"). Предполагаю, что они должны быть в аккуратных рамках в паспарту под стеклом, как маленькие живописные этюды.
Надписи думаю, сделать на паспарту, но может - и на этикетках.
Надписи типа: "Он - субъект движения и точно так же самый процесс движения, или он есть субстанция, через которую субъект насквозь проходит" (Гегель).
"О свет, которым зорок близорукий, ты учишь так, что я готов любить, неведенье не менее науки" (Данте).
Пиши, что думаешь.
Счастливо,
Костя

Гутов.
Sent: Thursday, June 26, 2003 1:36 AM

Привет, Костя.
Не перетончил ли ты на этот раз? Это, конечно, смело: сработать в ноль, никаких эффектов. Но…нельзя забывать о зрителе. Деревья с надписями будут восприняты как загадка. Или что-то типа ветки Монастырского. Может быть, сделать работу более очевидной.

Виленский.
Sent: Thursday, June 26, 2003 3:14 AM

Вот эпиграф к моей работе:
"Революция кончилась, и в конце революции побеждает совершенно реакционный тип жизни. И ностальгия поэта - это попытка реконструировать в этой реакционной пустыне, в которой оказались люди, другие ценности, всё время напоминать о них".
Тони Негри

Для меня важно заставить зрителя, после долгого перерыва снова увидеть в выставочных залах рабочих. Обращение к пролетариату важно на символическом уровне - в обществе финансовых спекуляции и сервиса, само понятие физического труда оказывается вытесненным на периферию, однако труд продолжается, и он никуда не исчезал в посткапиталистическом обществе.
Рабочий класс является главным субъектом марксистской теории, с которым связаны все мессианские надежды на радикальную трансформацию общества.
Дима Виленский.

Сальников.
Sent: Friday, June 27, 2003 1:01 AM

Я еще напишу портрет Сталина, маслом, размером 2 Х 1,5 м.: лицо крупно - blow up.
Целую!
Вова

Гутов.
Sent: Friday, June 27, 2003 1:42 AM
Привет, Володя!
А без Сталина никак нельзя?

Сальников.
Sent: Monday, June 30, 2003 2:19 AM

Привет, Дима!
Нам кажется, что очень важно обозначить положительные идеалы и положительные эпизоды в прошлом. Ведь картина этого прошлого создана отнюдь не доброжелателями Революции и социализма. Без этого дело не пойдет, я не имею в виду конкретно твою инициативу - поиски альтернативы капитализму и буржуазному искусству. Большевизм - прекрасный пример ясной позиции и последовательной борьбы против капитализма и его культуры.
Здесь я хочу объяснить смысл своего проекта портрета Сталина, хочу обратить внимание на то, что именно сталинская эпоха - самая оптимистическая, the most successful. Именно "сталинские соколы" победили в войне против континентальной Европы. Как сказал Черчилль в своей посвященной Сталину речи 1955 г. в Парламенте: "Он принял Россию с сохой, а оставил ее с атомным оружием". Особенно оптимистичным был, и как это ни странно, 1937 г.
Целую!
Вова
PS. Потом, Дима. Это же ярко: современный художник пишет портрет Сталина - за рамками всякой либеральной благовоспитанности!

Гутов.
Sent: Monday, June 30, 2003 3:01 AM

Привет, Володя!
Может, все-таки как-то обойдемся без Сталина?
Ты, кстати, чего по ночам не спишь?
Обнимаю,
Дима Гутов.

Люба.
Sent: Friday, July 04, 2003 11:11 PM

Здравствуйте Дмитрий!
Я в силу разных обстоятельств некоторое время была лишена Интернета. Поэтому последнее Ваше послание получила только сегодня. Вы пишите, что 2 июля должно состояться собрание участников. Было ли оно? Пожалуйста, если Вас не затруднит, кратко сообщите мне о его результатах. Спасибо за конструктивную критику. А пример с Иогансоном и сараем я привела, чтобы показать, что для создания хорошей качественной живописи необходимо время. Меня по-прежнему привлекает индустриальная тема, и образ героя - современного рабочего. Думаю изобразить рабочего на фоне индустриального пейзажа. Фигура рабочего должна олицетворять идеи труда, созидания, но в ней не будет чувствоваться хозяйская сила и крепкая уверенность человека, своими руками создавшего этот завод и со спокойной гордостью любующегося плодами своего труда, как это было прежде. Этот образ должен быть синтетическим, создающийся всем строем картины - планами, контрастами, живописью и т. п. Сейчас я занята сбором материала, конкретизацией сюжета и композиции. 7 июля уезжаю на месяц деревню. Думаю там сделать основную работу.
Пожалуйста, продолжайте присылать мне переписку.
С уважением.
Люба.


Виленский.
Sent: Sunday, July 06, 2003 2:51 PM

Привет Дима!
Замечательно пообщались. Очень вдохновляюще. Надеюсь, что теперь мы можем определенней начать работать.
Вчера снова были на Клязьме и удалось проникнуть в клуб.
Мне там внутри совсем не понравилось - очень плохое пространство, а вот аллея для размещения стендов подходит идеально: с одной стороны, где ёлки высажены.
Я уже четко вижу свою часть - это на стендах размещаются портреты рабочих и рядом тексты трафаретятся. Готов на днях выслать эскиз. И ещё один элемент - предлагаю включить над аллеей через громкоговоритель шум работы конвейера. Это будет неожиданно и вставит всех. Типа работа не прекращается. И нужно перемежать с записями наших диалогов, чтением Лифшица, Чернышевского - типа сделать своё радио, рабочий полдень. И правильной музыкой, ну а потом снова конвейер. Мне кажется, что позывные типа "Вы слушаете радио Лифшица" позволят нам всерьез захватить идеологическое пространство выставки. Можно побольше матюгальников наставить. К тому же у нас газета будет.
Как тебе?
Удачи.
Виленский.

Диана Мачулина.
Sent: Wednesday, July 09, 2003 11:21 PM

Проект про Лифшица.
Здравствуйте!
Прочитала "Кризис безобразия". Вот придумалась такая штука:
ПРОЕКТ: "Точка зрения Михаила Лифшица" ("Кризис безобразия").

Как бы вполне благополучная реалистичная скульптура, подвешенная на леске, к потолку, но таковой она смотрится только с одной точки зрения, при обходе с других сторон видно, что это "коллекция отдельных аспектов формы". Это отражает желание кубистов избавиться от "зрительной иллюзии, фальшивой посредницы между нами и таинственным царством сущности, необходимо отнять у реального тела его характерный признак - его непрерывность". Элементы скульптуры, реалистично передающие с одной стороны тело человека, с других сторон могут перетекать в объекты предметного мира, следуя тезису Брака "нужно самому стать вещью". Чтобы у зрителя не возникло колебаний при выборе правильной точки зрения, она будет указана подвешенным к потолку прибором, подобным тому, что использовался в период Ренессанса художниками для фиксации головы при работе с натуры. Одна точка зрения без свободы выбора предоставляет вид на понятный, привычный объект, другие показывают разрозненность частей.
Материал - легкий, предположительно, папье-маше, обработанный a la серьезный скульптурный материал, например, бронза. Важно, чтобы скульптура не развевалась на ветру, поэтому леской ее надо прикрепить и к полу. Я знаю, потолка там не будет, но можно же ее к чему-нибудь подвесить.
Диана.

Гутов.
Sent: Thursday, July 10, 2003 9:38 AM

Дорогая Диана!
Твоя идея с единственно верной точкой зрения смешная.
Но, к сожалению, под концепцию того, чем занимаемся мы, это не очень подходит.
Мы не выдумываем работы "на тему" а просто обсуждаем положение искусства в современном мире и что мы можем с этим поделать.
В этом смысле, чем лучше работа как произведение современного искусства, тем она меньше годится для нашего проекта.
Успехов,
Дмитрий Гутов.

Сальников.
Sent: Thursday, July 10, 2003 9:42 AM

Прочитал тут у Ленина, которого сегодня на словах многие очень почитают, о либералах: "Либералов 60-х годов Чернышевский назвал "болтунами, хвастунами и дурачьем", ибо ясно видел их боязнь перед революцией, их бесхарактерность и холопство перед власть имущими". Соч. изд. 4, т.17, стр. 97.
А, вообще, где ты, Дима? Почему не руководишь паствой?
Целую!
Вова.

Бохоров.
Sunday, July 13, 2003 4:41 PM

Ребята, ознакомившись с вашей дискуссией
я поймал себя на мысли что мне просто очень приятно, что вы все это пишите, и что я тоже могу сказать в этой связи чего-нибудь умное, т.е. некоторым образом принадлежу к такой творческой компании.
В некоторое смущение меня привела позиция Димы Виленского, который говорит, что он художник и при этом куда-то ужасно торопится. Дима, куда ты торопишься?
Знаете, почему мне так понравилась дискуссия? Потому что, на мой взгляд, и то, что пишет Кирилл, и то, что пишет Володя, и Виленский, конечно, это уже художественно.
А что еще такое искусство?
Но проблема наша, по-моему, не в том, чтобы опять собраться каждый со своим искусством и показывать по очереди зрителю. Мне кажется, если мы художники, мы должны немного умалиться перед искусством вообще, в конце концов, именно искусство - это то, ради чего мы живем и т.д.
Я предлагаю вам для обсуждения такую форму (Гутов вроде хотел все поговорить о форме): форму синтетического художественного произведения, т.е. мы как артель мастеров-художников начертим - нарисуем может храм, может музей, может дворец, может театр (меня последнее увлекает) и все его построим, но так, чтобы это был не ассамбляж, а синтетический объект (ансамбль, комплекс), в котором части служат целому, а целое наилучшим образом подчеркивает значение и форму каждой части, главное, чтобы это все не обвалилось ни нам на голову, ни кому другому, а если и обвалилось, то именно тогда когда мы решим.
Еще мне кажется, принципиальное условие этого проекта - не торопиться, поскольку в спешке хорошего синтеза не получится, мне кажется для искусства сейчас это момент принципиальный.
Жду ответа, как соловей лета.
Костя.

Виленский.
Sent: Monday, July 14, 2003 2:10 AM

Привет Костя!
Это великая роскошь не торопиться. Самая большая, может быть.
Но можем ли мы её позволить сегодня?
Я не за спешку и суету; я бы сказал, что нам нужна мобилизация смысла и формы.
И это может произойти только сейчас, в том смысле, что не бывает отложенных решений - особенно в деле, которое мы сейчас обсуждаем.
Очень интересная дискуссия, но так мы всё больше отрываемся от практики искусства.
Я лично хотел бы уже видеть проектные описания, тексты для газеты, чертежи, сценарии радиопостановок, а не факультативные дискуссии.
Мы все-таки художники, пластики, бля...
Творческих успехов,
Виленский.

Сальников.
Sent: Tuesday, July 15, 2003 2:13 PM

Пластических решений не хватает. Это точно. Но пластические решения какие-нибудь, да и появятся, не обязательно хорошие. (У тебя, Виленский, кстати, пока неплохо получается с твоей производственной темой.) Ведь как говорят китайцы "великий путь начинается с расстояния в одну ступню". И здесь все поначалу может быть комом. Важнее всего определить направление пути. Искусство выражает представление об истине. Вот, что важно.
Цапле - привет!
Вова.

Тася.
Sent: Tuesday, July 15, 2003 7:31 PM

Здравствуйте, Дима!
Те подробности, которые вы сообщили о шкафе, на фоне которого сидит Михаил Александрович - потрясающие, ведь на основе этих связей предметов и людей можно сделать целую серию портретов советских классиков. Сейчас я все ещё веду работу над головой М. А. Лифшица, рисую уже 3-й картон, ищу меру условности, добиваюсь сходства, ну и так далее, фон для головы решила сделать красным, это отдельный разговор, надеюсь к следующей неделе чуть-чуть разгрузиться с посторонними
делами и заняться уже, наконец, живописью.
Жду ваших писем, держите меня в курсе событий.
Успехов!
Тася.

Бохоров
Sent: Tuesday, July 15, 2003 11:01 PM

Привет, Виленский.
Две фигуры из Лифшица по поводу:
1. "Торопиться"
"Есть своеобразная, торопливая любовь к жизни и у Достоевского. Его преступники и святые стремятся к одной и той же цели: раздвинуть границы дозволенного, изведать до конца, что можно человеку. Это своего рода мученики; им нужно дойти до предела безумия или низости для того, чтобы узнать, стоят ли на прежнем месте Содом и Гоморра". (Заметки об оптимизме Пушкина.)
2. " О синтезе"
"Чтобы оградить материалистическую философию от современных видов мнимонаучного скепсиса, тесно связанного с неполнотой эмпирической абстракции, нужно, как верно замечает Ильенков, научиться проводить принципиальную границу в составе самих чувственно осязаемых, чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Нужно найти опорные точки среди трясины безразличного опыта, которые дают нам относительно законченное знание, моменты абсолютной истины, и которые можно в духе терминологии Бэкона назвать всеобщими инстанциями. Выход, предложенный Кантом, синтез самодостоверных всеобщностей рассудка и разума с фактами нашего опыта слабый заменитель реального синтеза всеобщего и особенного в тех явлениях, которые можно назвать априорными фактами. Такие факты значащие больше, чем они сами, представляющие в своей реальности всеобщее содержание множества других фактов, отражаясь в нашем сознании, придают ему имманентный, формальный закономерный характер, который делает его как бы независимым от нас самих, более достойным доверия, чем мы сами, чем-то как бы реально существующим". (Об идеальном и реальном.)
В любом случае это полезное замечание для нашей дискуссии. Костя

Сальников.
Sent: Wednesday, July 16, 2003 3:45 PM

Привет, Костя!
Согласен, что спешить в нашем положении странно. Все 90-е годы ничего не делали в этом направлении, а теперь вот завелись... Храм - хорошая идея. Кирилл Челушкин, кстати, уже предлагал построить алую пирамиду ("Клуб Лифшица"). Просто и сердито. Вряд ли пирамида реализуема на Клязьме. Но ведь можно ее отгрохать и позже в другом месте. Дима Гутов, правда, боится, что будет выглядеть, как намек на "восточные деспотии". Но Лифшиц, как я заметил, относился к ним диалектически. (Я то думаю, что останься египтяне, или месопотамцы свободными неандертальцами, человечество осталось бы без заводов, газет, пароходов). Ведь эпоха Лифшица - если и не эпоха революционной деспотии, то уж точно эпоха всепобеждающих революционных "мегамашин". Идея синтеза мне нравится. Очень советская идея, из декаданса, из серебряного века. Еще "Тотальная инсталляция" Кабакова оттуда же, это замаскированный синтез искусств, а не инсталляция. Ко всему прочему, синтез - очень мегамашинный жанр. Ведь он не может состояться без центрального планирования и сотрудничества многих ради одной большой цели.
Целую!
Вова.

Сальников.
Sent: Wednesday, July 16, 2003 3:47 PM

Дима! Следуя твоему призыву "Ближе к делу" сообщаю: Нина Котел несколько дней назад высказала идею новой "Монументальной пропаганды". Мы пообсуждали эту идею и вот, что хотим сказать. Нам кажется, эта идея годится, по крайней мере, по нескольким параметрам. Во-первых, идея пропаганды титанов революции (я считаю, что это должны быть в первую очередь герои Русской Революции) и ее истории, пусть и не по-советски ортодоксально. Во-вторых, "монументальная пропаганда" - времянка эпохи первого периода революции, еще до Гражданской Войны. Мы находимся пока в стадии обсуждения проблемы. А труба зовет! Значит, следует начать аврал. Но аврально ничего сложного не произведешь. Кроме того, можно презентовать простенькие мотивы типа "труда" у Димы Виленского.
Целую!
Вова
PS
Братья и сестры! Забыл сказать. Идея Новой монументальной пропаганды очень сочетается с Красной пирамидой Челушкина и Синтезом искусств Бохорова.
Ваш
Вова

Гутов
Sent: Wednesday, July 16, 2003 3:47 PM

Дорогие друзья!
Вокруг Клязьмы складывается новая система самоорганизации художественной среды, минующая сложившиеся в последние пару десятилетий институции.. В связи с этим хотелось бы отказаться от слова куратор. Надо найти более точное слово. Это предмет для серьезных размышлений. Давайте кумекать. Дубосарский пообещал 100 $ тому, кто придумает.
Всех обнимаю.
Дима Гутов.

Сальников.
Sent: Thursday, July 17, 2003 12:26 AM

Вот несколько титулов, которые стразу приходят в голову вместо "куратора":
КОМИССАР, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ, СТАРОСТА, ГОЛОВА, БАШКОВИТЫЙ, ПАХАН, АВТОРИТЕТ, АТАМАН, КООРДИНАТОР, ГЛАВИЗО, ХУДРУК, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ, ЗАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЧАСТЬЮ, БРИГАДИР, ЗВЕНЬЕВОЙ, ГЛАВНАЧПУПС, ЗАВИЗО, НАЧАЛЬНИК ВЫСТАВКИ, БАТЬКА, БАТЯ, УПРАВЛЯЮЩИЙ, КОМАНДИР, КАПИТАН, СОТНИК, ТЕМНИК, ДЬЯК.
Нина, Вова

Люба.
Sent: Wednesday, July 23, 2003 6:33 PM

Посылаю описание моей работы:
Работа "Перекур" (восстановление дамбы на реке Ухтохме в поселке
Лежнево, холст, масло, размер 320х150).
На картине изображен момент восстановления дамбы в поселке Лежнево
Ивановской области. Проблема восстановления дамбы и строительство
моста очень важна для жителей поселка. На одном из берегов реки
находится единственное предприятие поселка - Лежневская
ткацко-прядильная фабрика; она и изображена на дальнем плане холста,
на ней работает практически все трудоспособное население поселка.
Прорыв дамбы произошел еще ранней весной, и все лето жители Лежнева
вынуждены добираться на работу и домой со смены вброд. На переднем
плане холста изображен рабочий, занятый на восставлении дамбы.
Курафеева Любовь.

Бохоров.
Sent: Friday, July 25, 2003 12:05 AM

О чем собственно Димин проект?
Я не считаю, что замах у этой выдумки велик и контекст ее колоссален. Он очень конкретен. Я понимаю его так: Лифшиц - философ, который, как никто другой из мыслителей с левым уклоном, развил марксистскую критику модернизма. Критика Лифшица бескомпромиссна, потому что он не заигрывает с модернизмом как с необходимым злом, а выносит ему исторический приговор. И это, по-моему, пафос и нашей совместной деятельности. Наши рамки - это марксистская критика модернизма, которая предполагает предельную конкретность мысли и высказывания.
Конечно, Дима Гутов мог бы написать страничку о своем проекте. Это другое дело.
Но возможно рамки проекта должны быть заданы снизу, самими участниками.
Счастливо,
Костя

Сальников.
Sent: Sunday, July 27, 2003 2:20 AM

Костя, дорогой!
Одна поправка: мы не критикуем, а предлагаем альтернативу, от этого рамка еще больше расширяется, хотя, естественно, и не бесконечно. Но проблемы, которые проект задевает, более чем разнообразны. Впрочем, и сам Лифшиц охватывает большие пространства, а не одно только противостояние модернизма и несуществующего "реализма".
Готов был бы с тобой согласиться, если бы рамки Диминого проекта
были, действительно, узки, но это не так: замах у этой выдумки велик и
контекст ее колоссален. Возможности Диминого начинания невероятные. Оттого
возникает множество контекстуальных, в историческом, политическом,
эстетическом смыслах тем. Например, Сталин. Не вижу в обсуждении их ничего дурного, хотя если это не нравится Диме Гутову как куратору, то я верю, что в интересах дела
можно и заткнуться.

Гутов.
Sent: Monday, August 11, 2003 3:35 PM

Дорогие друзья!
У меня состоялся долгий и плодотворный разговор с Дубосарским. Проект окончательно одобрен и запускается в производство.
Итак, мы должны изготовить 13 живописных изображений на фанере. Размером 200 см в высоту и 100 в ширину.
Дубосарский, как спец, справедливо заметил, что формат очень сложный для работы. Вся надежда на мастерство участников.
Вся Клязьма, по словам Дубосарского, будет разгулом развлекательного шоу. Стриптиз, мультфильмы, клипы, техномузыка и еще хрен знает что. Это не его злой умысел. Такова природа большинства предложений и вообще природа.
Какова наша роль в этом разгуле страстей? Как заметил однажды Лифшиц "Чем я занимался всю жизнь? Ходил в кабак проповедовать трезвость". Есть особая отчаянная энергия в занятии безнадежным делом. Как мы знаем из "Манифеста", будущее принадлежит тем, кому нечего терять.
Всех целую.
Гутов.

Софронов.
Sent: Wednesday, August 13, 2003 4:45 PM

Для меня важно, чтобы на смену множественности постмодернизма, за которой стоит на самом деле равнодушие и усталость, пришла множественность соревнования (и сотрудничества) идей и людей, для которых искусство часть борьбы за лучшее будущее. Или - если они не мыслят в понятиях борьбы за будущее - для которых искусство есть что-то такое, без чего жизнь в значительной мере теряет смысл. Возвращение Лифшица, это не знак того, что Гутов и Бохоров путем многолетней настойчивости продавили свой фантазм в определенных кругах, но, напротив, знак того, что в нашем обществе происходят какие-то важные процессы, которым вполне отвечают идеи этого мыслителя. (Возвращение к Марксу и Ленину, восстановление идеи объективности истины и красоты, а также идеи социальных корней искусства). Не соответствуют, может быть, но, по крайней мере, отвечают. Следовательно, задача художника, вовлеченного в этот проект, состоит в том, чтобы дать этим изменениям пластическую форму, выразить их с помощью своего глаза и своей кисти.
Всех обнимаю.
Влад.