С 29 августа по 7 сентября 2003 года, в рамках фестиваля современного искусства "АртКлязьма" был представлен проект "Мих. Лифшиц", посвященный памяти советского философа, создателя марксистско-ленинской эстетики, непримиримого критика модернизма Михаила Александровича Лифшица. 20 сентября 2003 года исполнилось 20 лет со дня его смерти.
Проект был создан "Институтом Лифшица". "Институт" возник в начале 1990-х годов, как объединение людей, занимающихся практикой чтения и устного комментирования текстов Мих. Лифшица. Экспозиция на Клязьме является опытом выхода "Института Лифшица" к более широкой аудитории.
Работе предшествовали многочисленные встречи, дискуссии и переписка, фрагменты которой предоставлены вашему вниманию. Очерк "Мих. Лифшиц", написанный Дмитрием Гутовым, освещает некоторые стороны биографии этого мыслителя и служит комментарием ко всей работе.


Художники:

Константин Бохоров. Родился в 1961 году в Ленинграде. В 1992 году закончил "Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина" СПб. Отделение истории и теории искусства.
Дмитрий Виленский. Родился в 1964 году в Ленинграде. В 1997 году закончил Политехнический институт. СПб.
Екатерина Дронова. Родилась в 1979г. в г. Москве.
В 2003г. окончила МГАХИ им В.И.Сурикова, факультет живописи.
Любовь Курафеева. Родилась в 1978году в г. Анадырь (Чукотка). Образование:
1995 - 1998 Ивановское художественное училище, отделение живописи.
1998 - 2003 Московский педагогический университет
Таисия Короткова. Родилась в 1980 году в Москве. Студент 6 курса Московского Государственного Академического Художественного Института (МГАХИ им. В.И.Сурикова.
Иван Коршунов. Родился в городе Москве в 1983 году. Студент 3го курса Московского Государственного Академического Художественного Института (МГАХИ им. В.И. Сурикова).
Нина Котел. Родилась в 1949 году в Киеве. В 1972 году закончила Киевский государственный художественный институт.
Диана Мачулина. Родилась в 1981 г в г. Луганске. Студентка дипломного курса факультета графики МГАХИ им В.И.Сурикова
Владимир Сальников. Родился в 1948 году в Чите. В 1971 году закончил графический факультет Московского полиграфического института.
Владислав Сафронов-Антомони. Родился в 1967 в Минске. В 1990 годе закончил философско-экономический факультет Белорусского государственного ун-та. Кандидат философских наук (1993).
Кирилл Челушкин. Родился в 1968 году в городе Хотьково, Московской области. В 1994 году закончил Московский архитектурный институт.

Куратор: Дмитрий Гутов. Родился в 1960 году в Москве. В 1992 году закончил "Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина" СПб. Отделение истории и теории искусства.


Описание фотографий.

Все работы - 2003 год.


1) Фрагмент экспозиции. Слева направо: Владимир Сальников, "Портрет Мих. Лифшица"; Кирилл Челушкин, "Пляж"; Константин Бохоров, "Автопортрет"; Дмитрий Виленский и Любовь Курафеева, "Конвейер". 200 Х 100 см. каждая. Фанера, масло.

2) Общий вид экспозиции на берегу.

3) Групповой портрет участников проекта в комнате клуба, где создавались работы. Слева направо - Дмитрий Гутов, Владимир Сальников, Нина Котел, Иван Коршунов, Любовь Курафеева, Диана Мачулина, Кирилл Челушкин, Константин Бохоров. На заднем плане - расписные стены клуба и работы В. Сальникова. На переднем плане - макет экспозиции.

4) Кирилл Челушкин, "Пляж", Фрагмент на фоне озера, 200 Х 100 см. Пластик, уголь.

5) Константин Бохоров, "Автопортрет", 200 Х 100 см. Фанера, масло.
Картина изображает автора идущего мимо Белого дома, на фоне которого стоят четыре радикальных художника, позируя без штанов фотографу. (Известный перформанс, воспроизведенный на обложке журнала "Радек" №1). В руках К. Бохоров держит книгу Мих. Лифшица "Кризис безобразия" лишенную суперобложки, с картиной Кандинского на переплете.

6) Металлическая рама подготовленная для закрепления работ.

7) Иван Коршунов, "Озеро" - 100 Х 200 см. Фанера, масло.

8, 9) Металлические рамы подготовленные для закрепления работ.

10) Вид экспозиции проекта "Мих. Лифшиц" с обратной стороны.

11) Дмитрий Виленский и Любовь Курафеева, "Конвейер". 200 Х 100 см. Фанера, масло.

12) Иван Коршунов, "Мужик с топором" - 200 Х 100 см. Фанера, масло.
Портрет жителя уральского поселка Баранчинский, по
профессии машиниста локомотива. Портрет выполнен на фоне уральского пейзажа с руслом реки Баранча.

13) Кирилл Челушкин, "Натюрморт с Джокондой и Лифшицем", 200 Х 100 см. Пластик, уголь.

14) Нина Котел, "Пляж". 200 Х 100 см. Фанера, масло.
Это изображение клязминского пляжа, украшенного картинами двух участников проекта: "Мих. Лифшиц" В Сальникова и "Меланхолия" Д. Мачулиной. Написана работа яркими красками с преувеличением контрастов цветов, широкими мазками - в манере напоминающей Гогена и Грэхама Сатерланда. На первом плане маска для подводного плавания - любимый мотив творчества художницы, а так же знаковый предмет из нового советского быта 60-х - времени появления у советских людей досуга, времени внедрения первых социальных, социалистических, программ. Именно в эту эпоху и был построен пансионат "Клязминское водохранилище", пионерский в своем ряду и архитектурно, и по уровню комфорта.

15) Владимир Сальников, "Портрет Мих. Лифшица", 200 Х 100 см. Фанера, масло.
На картине представлен в большом увеличении фрагмент лица Михаила Лифшица с фотографии, помещенной в 3 томе собрания сочинений. Несмотря на применение "модернистского" приема увеличения, портрет написан подчеркнуто в соответствие классическому, эллинистическому, живописному канону портрета, известному еще из фаюмского портрета, восточно-римской и древнерусской иконы, и развито в Итальянском Возрождении, что в известной мере соотносится с эстетическими идеалами мыслителя.

16) Диана Мачулина, "Меланхолия", 200 Х 100 см. Фанера, масло.
На картине изображен рабочий пансионата "Клязьминское водохранилище", везущий в кафе на пляже упаковки баночного пива. Он остановился на секунду, чтобы рассмотреть картинку в брошенном кем-то на пляже журнале. Это - гравюра Дюрера "Меланхолия".

17) Любовь Курафеева, "Перекур" (восстановление дамбы на реке Ухтохме в поселке Лежнево, 320 Х 150 см. Холст, масло). (Работа экспонировалась в отдельном пространстве). На картине изображен момент восстановления дамбы в поселке Лежнево Ивановской области. Проблема восстановления дамбы и строительство моста очень важна для жителей поселка. На одном из берегов реки
находится единственное предприятие поселка - Лежневская
ткацко-прядильная фабрика; она и изображена на дальнем плане холста,
на ней работает практически все трудоспособное население поселка.
Прорыв дамбы произошел еще ранней весной, и все лето жители Лежнева
вынуждены добираться на работу и домой со смены вброд. На переднем
плане холста изображен рабочий, занятый на восставлении дамбы.

Все фотографии - Кирилл Челушкин.