Политический журнал, № 2 (5), 26 января 2004 года, с. 90-91.

Андрей Ковалев

НОВЫЕ ПОИСКИ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ

(…) Деятели нонспектакулярного искусства все же исповедуют левацкие взгляды, вполне конвенциональные на международной арене. Здесь дело даже не в том, что ребята решили на всю катушку попользоваться конъюнктурой мировых интеллектуальных рынков. Просто искусство в России беспредельно литературно и часто возникает непосредственно в процессе чтения умных книжек. Так бывает, но вот столь же литературный левый уклон художника Дмитрия Гутова выглядит совсем уж экстравагантно. Он поклонник философа Михаила Лифшица. А всякий, кому в советской молодости выпало счастье изучать марксистско-ленинскую эстетику, понимает, что именно Михаил Лифшиц и придумал всемирно-историческую "теорию отражения" и написал несравненную книжку "Кризис безобразия". Трактат сей оказал решающее воздействие на советский кухонный модернизм: из него черпали свои первичные знания о мировом контексте несколько поколений нонконформистов. Но Дмитрий Гутов, который, как и Осмоловский, принадлежит к когорте радикалов девяностых, обнаружил еще во времена учебы в Ленинградской Академии Художеств, серьезную интеллектуальную интригу во всей этой эстетической догматике. И, в качестве художественного проекта организовал симулятивный "Институт Лифшица". Институт, как говориться в манифесте, имеет свой целью выяснить вопрос о том "Что такое модернизм? Уродливо порождение капиталистического общества? Не всегда удачная и не вполне последовательная попытка сопротивления капитализму?".
На данном этапе Институт Лифшица, в деятельности которого принимают участие примерно десять человек, некоторые из них весьма и весьма молоды, работает над очень важным вопросом - "каковы современные возможности реализма как альтернативы буржуазному искусству". Поэтому в галерее С'Арт, где открылась выставка ИЛ выставлен очень экспрессивный портрет Мих. Лифшица, заводские пейзажи и даже могила Маркса, писанная с натуры. Но если присмотреться более внимательно, то окажется, что сами картины не имеют никакого особого значения. Собственно предметом искусства является вполне модернистский по форме коллективный перформанс, заключающийся в долгих семинарах. Но самое забавное, что интеллектуальная интрига здесь и в самом деле присутствует - в изначальную программу искусства ХХ века заложена непрерывная критика своих же основ. Если присмотреться более внимательно, то Михаил Лифшиц, один из основоположников теории соцреализма, критиковал модернизм "изнутри". Не случайно он оказал огромное воздействие на Георга Лукача, с которым, в свою очередь спорили мудрецы из Франкфуртской школы и, потом умники-постструктуралисты. То есть реализм, который так защищал Лифшиц, здесь, в сущности, не причем. И речь идет только о том, что Лукач, Лифшиц и Гутов истово веруют в существование Абсолютной Истины, а Дебор, Маркузе, Бодрийяр и Осмоловский полагают, что мир возможно постичь только путем поиска различий. Вот еще одна причина, по которой следует внимательно присматриваться к современному искусству. Вне зависимости от его конкретных форм.